Бич украинских застройщиков: почему новый ЖК сложно подключить к внешним сетям
Многим украинцам знакома проблема - покупаешь квартиру в новом ЖК, а застройщики срывают все сроки ввода дома в эксплуатацию.
При этом счет идет не на месяцы, а на годы. Бывает, что дело в недобросовестности застройщика- он берет деньги, а выполнять обязательства перед инвесторами не спешит. Один только Войцеховский чего стоит - его имя давно стало нарицательным в строительном бизнесе. Но чаще всего дело не в самом застройщике, а в сложности подключения нового ЖК к инженерным сетям (электрические сети, газ, вода, канализация и прочее).
В чем сложность? Давайте разберемся.
Все владельцы сетей - монополисты в своей сфере. Киевские электросети принадлежат частному энергохолдингу ДТЭК, Киевводоканал и тепловые сети находятся в коммунальной собственности. А монополии (уж так повелось) диктуют свои условия, которые чаще всего технически и экономически необоснованны. Более того, эти условия могут меняться в процессе подключения. Вот и получается, что одни застройщики бросают объект на финальном этапе строительства, другие доводят его до конца, но срывают все сроки и терпят при этом колоссальные убытки.
Для примера: пару лет назад застройщик столичного ЖК "Кришталеві джерела" столкнулся с аналогичной проблемой. Киевэнерго предоставила технические условия с завышенными требованиями и отказалась разбивать их на очереди строительства. Такая позиция монополиста привела к тому, что жилье в новом ЖК существенно подорожало (особенно в первых очередях строительства). Обычно в таких случаях применяется "коммерческий тариф" на электроэнергию, который значительно выше тарифа для жилья. Посчитайте сами:
Если для жилья применяется тариф - 1, 68 грн за 1 кВт/ч. То разница между тарифом для населения (1, 68 грн за 1 кВт/ч.) и для юрлиц (2,88 грн за 1 кВт/ч) составляет в среднем 1, 20 грн за 1 кВт/ч. Как правило, эта разница ложится либо на застройщика, либо на жильца. А в масштабах энергопотребления всего комплекса сумма перевалила за несколько миллионов, а то и десятков миллионов в месяц!
Далее, несвоевременное подключение комплекса к сетям "по постоянной схеме" приводит к его отключению по "временной схеме электроснабжения" и комплекс может оказаться вообще без электроэнергии.
И таких случаев масса. За мою многолетнюю практику с подобной проблемой сталкивались почти все застройщики, в том числе киты строительного бизнеса. Актуальный вопрос: что делать? Основная проблема застройщиков в том, что инженеры-подрядчики слабо ориентируются в правовых нормах, а юристов легко запутать техническими требованиями. Кроме того, инженеры часто "играют" не на стороне строителя. Подрядчики инженеры более лояльны к монополиям, чем к застройщику, поскольку больше от них зависят в плане бизнеса.
Но если в интересах застройщика действует слаженная команда юристов и инженеров, то есть все шансы не только вовремя сдать объект в эксплуатацию и подключиться ко всем внешним сетям - но и существенно удешевить такое подключение. Это можно успешно сделать на любом этапе строительства. Задача инженеров в этом вопросе- доказать, что условия монополистов технически и экономически необоснованны. Задача юристов - заставить монополиста соблюдать интересы строителей, не злоупотребляя своим монопольным положением.
Двойной успех (по принципу "win-win") в том, чтоб выбрать специалистов, которые совмещают в себе технические и юридические знания. Это я к тому, что такие специалисты есть и они способны решить несколько актуальных проблем застройщиков. В результате застройщик сможет и сэкономить свой бюджет, и вовремя сдать жилье в эксплуатацию, и выполнить обязательства перед инвесторами, которые считают дни и минуты до того момента, когда смогут поселиться в своей новой квартире.
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Весна без тиші: безпекова ситуація на Херсонщині Тарас Букрєєв 26.06.2025 17:24
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 730
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 301
- Реформа "турботи" 238
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 106
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 7608
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 5953
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5118
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4245
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3231