Три причины, почему каждой стране нужна внятная промполитика
84 страны, генерирующие 90% мирового ВВП, не только имеют оформленные промышленные стратегии, но и активно реализуют их
Все чаще звучат размышления о том, что в современном мире промышленная политика государству не нужна. Во-первых, технологии развиваются настолько быстро, что само понятие «государство» вскоре может устареть. Во-вторых, конкурентоспособные отрасли экономики, дескать, справятся сами, а неконкурентоспособные – должны умереть, не растрачивая ресурс попусту. В-третьих, силен не тот, кто производит продукцию, а тот, кто придумывает ее и умело продает.
Тем не менее, реальная практика говорит об обратном: по данным ООН, 84 страны в мире, генерирующие 90% мирового ВВП, не только имеют формально закрепленные промышленные стратегии, но и активно их реализуют. Примечательно, что в этот список входят практически все развитые страны.
Почему они это делают?
1. Промышленность – это системный работодатель
Вопрос занятости населения для развитых стран стоит очень остро. Во-первых, рабочие места сокращаются на фоне повышения эффективности производства. Во-вторых, увеличивается приток мигрантов, которые готовы работать за сравнительно низкую заработную плату. Поэтому конкуренция в сегменте низкоквалифицированного труда достаточно велика.
Промышленность, тем временем, дает людям и занятость, и доходы. Потребительские расходы, в свою очередь, позволяют развиваться другим отраслям экономики. Это фундамент, на котором все стоит.
Столкнувшись на фоне активного развития стран Юго-Восточной Азии с деиндустриализацией, развитые страны все чаще предпринимают меры, направленные на восстановление своей производственной базы. Они осознают, что собственная эффективно работающая промышленность – это необходимое условие долгосрочного устойчивого развития. Неслучайно тема занятости – одна из самых популярных среди западных политиков. Создание новых рабочих мест – залог их высоких рейтингов и успеха.
2. Подготовка традиционных отраслей экономики к новому технологическому укладу
Сегодня очень сложно выработать эффективную экономическую стратегию – на 5-10 лет. Это очень длинный горизонт планирования в мире, где все постоянно меняется. В таких условиях нет смысла выделять какие-то конкретные отрасли экономики – развивают все направления в равной мере.
Делается это преимущественно за счет инструментов инвестиционной политики. Например, государственные инновационные фонды действуют в ЕС, Канаде, Израиле, ЮАР, даже в России. Также участие государства в инновациях может заключаться в создании специальных налоговых условий в определенных экономических зонах; реализовываться в формате государственно-частного партнерства в R&D.
3. Найти и укрепить свое место в глобальной цепочке создания стоимости
Каждая страна, как и компания, ищет, в чем ее преимущество и где его применить. Далее – максимально усиливать путем концентрации усилий на повышении производительности в рамках узкой специализации. Можно концентрироваться на создании готового продукта; можно участвовать в цепочке создания продукта. Можно перейти на новый уровень и за счет конкурентных преимуществ потеснить лидеров.
Думать, что мы можем переступить через промышленность и сразу стать лидерами в инновационной, цифровой эре – заблуждение. Мы испытываем проблемы с конкурентными бизнес-моделями, которые могли бы дать нам точку для роста. Поэтому тем отраслям, которые имеют шанс на рост, нужно всячески способствовать и, по возможности, не препятствовать. Главное – обеспечить доступ к инвестициям за счет создания финансовых и фискальных стимулов.
Заключение
Украина проигрывает тем странам, которые имеют и реализуют промышленные стратегии, а таких – практически весь мир. Мы проигрываем даже России, которая более активна в этом контексте. А это может иметь гораздо более далекоидущие последствия, чем только торговля.
Деиндустриализация в мире происходит за счет роста других секторов экономики. В Украине же – за счет деградации самой индустрии. И хотя у нас есть серьезные конкурентные преимущества, мы не пытаемся их использовать. А могли бы.
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко вчора о 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк вчора о 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська вчора о 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак вчора о 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко вчора о 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер вчора о 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 10397
-
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
9298
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
4949
-
ЄС уперше ввів санкції проти Росії за застосування хімічної зброї в Україні
Бізнес 3888
-
Власник вареничних "Балувана Галя" знову судитиметься із мережею "Галя Балувана"
Бізнес 3726