9 стан.Часть 3: Читая Блока...
Какие проблемы возникают у налогоплательщика, когда налоговый милиционер «не находит» его по местонахождению? (Вопрос «поиска», когда никто никого не ищет – был рассмотрен в предыдущей статье).
…и каждый вечер, в час назначенный,
иль это только снится мне?
«девятый» стан, ментами схваченный,
в туманном мечется окне…
(почти по А.Блоку)
Итак, налоговый милиционер (часто даже не выходя на место)составил рапорт о ненахождении налогоплательщика по месту нахождения. Далеесобытия развиваются следующим образом: подразделение регистрации и учетаналогоплательщиков органа ДФС направляет государственному регистраторууведомление по форме 18-ОПП и предприятию присваивается «стан 9»: «направленоуведомление об отсутствии по местонахождению»…
Получив от налоговиков форму 18-ОПП, госрегистратор высылаетна адрес налогоплательщика запрос о подтверждении местонахождения.Налогоплательщик должен «подтвердиться» в течение 1 месяца. Если по истечениюэтого срока такого подтверждения регистратору не поступило (здесь возможно 2варианта: налогоплательщик не получил письмо и оно вернулось с почтовогоотделения регистратору; или же письмо получено, но мер по подтверждениюместонахождения налогоплательщиком не принято) - регистратор вносит в ЕДР однуиз двух записей: запись об отсутствии подтверждения сведений или запись об отсутствии по местонахождению.
Что такое «станы» икак с ними бороться?
Стан бывает:трубопрокатный, девичий и «налоговый». Мы сегодня о последнем. «Станы» - полностьюотсутствуют в налоговом законодательстве. Их просто нет!! И при этом ониреально (и по большей части негативно) влияют на налогоплательщика! Недавно ДФСУ пыталась объяснить что такое«станы» (см. Письмо ДФСУ от 01.07.2015г. № 1723/2/99-99-11-02-02-10, ответ надепутатское обращение депутата ВРУ Кривошеи Г.Г. – далее Письмо № 1723). В частности, в данномписьме говорится о том, что существуют два реестра: первый - Единыйгосударственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей ( далее– ЕГР, ведет его государственный регистратор; второй – Единый банк данных оналогоплательщиках (далее – ЕБД – ведет ДФСУ). Часть информации из ЕДР поступаетв ЕБД, ЕБД ведется автоматизировано, сиспользованием классификаторов и справочников (государственных, статистических,отраслевых, ведомственных и технических). Фактически «станы» - это кодировка .Как написано в вышеуказанном Письме № 1723:
«Станы в Едином банке данных отображают регистрационныедействия или записи, внесенные в ЕГР или действия, проведенные контролирующимиорганами относительно налогоплательщиков, в соответствии с положениями Кодекса,Закона и Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного ПриказомМинистерства финансов Украины от 09.12.2011г № 1588, зарегистрированного в МинистерствеЮстиции Украины 29.12.2011 за № 1562/20300 (в редакции приказа Министерствафинансов Украины от 22.04.2014 № 462, с изменениями) …»
Основные «станы» (интересующие нас в контексте даннойпубликации) - следующие:
- у обычного налогоплательщика (с которым все хорошо) – «стан0».;
- «Стан 9» означает «направлено уведомление об отсутствии поместонахождению» (форма 18-ОПП для регистратора);
- «стан 7» - «В ЕГРвнесена запись об отсутствии подтверждения сведений»,
- «стан 8» - «В ЕГР внесена запись об отсутствии поместонахождению».
Т.е., присвоение станов может бытьрезультатом активных действий либо регистратора (так присваиваются станы 7 и8), либо налоговиков (так присваивается стан 9).
В данной статье мы не будем рассматриватьдействия регистратора. У него тоже случаются ошибки, но нам важно одно:действия регистратора (присвоение стана 7,8 – полностью правомерны. И дажеаннулирование регистрации плательщиком НДС на основании наличия таких станов– тоже законно, увы, – см. подпункт ж) пункта 184.1 статьи 184 НКУ).
Другое дело – налоговики…Активное действие налоговика -отсылка регистратору формы 18-ОПП - недолжна создавать никаких проблем у налогоплательщика. Законодательством непредусмотрено малейших отрицательных последствий «стана 9». Однако, они есть.Налоговиками активно используются два:
- нерегистрация налоговых накладных;
- непринятие налоговой отчетности.
Существует несколько способов, которыми пользуютсяналоговики для нерегистрации НН инепринятии отчетности. Сегодня наиболее употребляемый - односторонний разрыв(по инициативе налоговиков) Договора опризнании электронных документов. Как это происходит?
В соответствии с п.49.8 статьи 49 НКУ, принятие налоговойдекларации является обязанностью налогового органа. Однако, при «стане 9»,налоговики часто отказывают в приеме декларации. Отказ происходит следующим образом. Какизвестно, подача налоговой отчетности происходит в электронном виде. Для этогоналогоплательщики заключают с налоговиками «Договор о признании электронныхдокументов» (примерный текст такого договора - см. приложение №1 к Инструкциипо подготовке и подаче налоговых документов в электронном виде средствамителекоммуникационной связи, утверждена Приказом ГНАУ от 10 апреля 2008г. №233«О подаче электронной налоговой отчетности»). В данном договоре предусмотрена, в т.ч., возможность расторжения договора – в т.ч. и поинициативе налоговиков. В разделе 6 примерного договора «Срок действиядоговора», пункт 4 говорится: «Орган ГФС имеет право разорвать договор водностороннем порядке в случае непредоставления налогоплательщиком новогоусиленного сертификата (сертификатов) открытого ключа вместо отмененных или вслучае изменения налогоплательщиком места регистрации».
Вот это «изменение налогоплательщиком места регистрации»(которое некоторые налоговики трактуют как «ненахождение по местонахождению» =«отправка 18 ОПП» = «стан 9») и является основанием для одностороннего, поинициативе ГФС, расторжения договора. Некоторые органы ГФС пошли дальше: онистали менять условия одностороннего расторжения (логика такая: посколькудоговор «примерный», то может быть откорректирован в более «правильную сторону»,максимально приближая к «стану 9»). Так, одна областная ГФС предлагает такуюформулировку для расторжения договора: «неуведомления органа ГФС в трехдневныйсрок об изменении налогоплательщиком места регистрации (местонахождения)».Т.е., подписывая такой договор, налогоплательщик как бы соглашается, что после«выхода» налогового милиционера по юр.адресу и отправки регистратору формы 18-ОПП – уже через 3 дня договор можетбыть расторгнут…
Односторонний разрыв Договора о признании электронныхдокументов приводит к вышеупомянутым печальным последствиям дляналогоплательщика:
- нерегистрация налоговых накладных;
- непринятие налоговой отчетности.
Строго говоря, это полностью парализует деятельностьналогоплательщика.
ЗЫ. В следующей статье, которая, вероятно, будет последнейпо этой теме - будут рассматриватьсяварианты противодействия налоговикам (в связи со «станом 9») а такжепроанализирована ответственность налоговиков. Пока же даем промежуточный вывод:достаточно часто действия налоговиков (в ситуации «стана 9») являютсяпротивоправными. И, поскольку мы строим правовую державу, то:
- такие незаконные действия налоговиков должны бытьпрекращены;
-должна быть создана ситуация невозможности осуществлениятаких действий;
- виновные в нарушении закона должны быть привлечены кответственности.
ЗЫ№2. Александр Блок, «Скифы» - напомнилоналоговиков:
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Такчто – сразимся? Нас ведь мильоны….
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак вчора о 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш вчора о 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський вчора о 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень Павло Васильєв 11.10.2025 14:53
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 223
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 146
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 93
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 78
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 71
-
"Санкції штовхають в обійми". Росія стала основним постачальником лігроїну до Венесуели
Бізнес 70533
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 10379
-
У Європі нарахували вісім "зайвих" автозаводів
Бізнес 8988
-
Найдорожчі стартапи у світі, створені українцями: 10 історій успіху
Життя 4820
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 4131