Лимон суду не помеха
«Если вам достался лимон, сделайте из него лимонад», – советовал Дейл Канеги. А что можно сделать с «неработающим» правом заявить отвод судье?
«Если вамдостался лимон, сделайте из него лимонад», – советовал Дейл Канеги. А что можносделать с «неработающим» правом заявить отвод судье?
В предыдущихдвух постах я рассказывал об участии в конференции «Верховенство права в адвокатскойдеятельности», которая проходила в Академии адвокатуры Украины в декабре. Напомню:мой доклад был посвящен проблемам реализации права на отвод судьи. Теперь перейдуот теории к практике. Имею желание поделиться своим опытом заявления отводасудье – даже когда его позитивного разрешения не ожидается.
О том, что это процессуальноеправо можно использовать в тактике затягивания времени рассмотрения делаговорить не буду. Я уже описывал случай, как адвокат умудрялся затягиватьпродолжительность рассмотрения гражданского дела о выселении, когда ответчикиожидали наискорейшего решения суда не в их пользу.
Остановлюсь и надругих возможностях.
Во-первых, даздравствует принцип презумпции беспристрастности судьи! В предыдущем посте ужеговорилось, что судья считается объективным и беспристрастным, «белым ипушистым», пока это не опровержено надлежащими и допустимыми доказательствами.А потому, когда участник процесса заявляет об отводе судьи на том основании,что сомневается в его объективности и беспристрастности, то такие сомненияподлежат доказыванию. Средства доказывания при заявлении отвода законом неустановлены, а значит могут быть любые допустимые доказательства. Это даетвозможность обосновывать заявление об отводе какими-либо доказательствами наусмотрение заявителя. Даже теми, которые больше касаются предмета спора, нежели оснований отвода судьи. Это удобно использовать в том случае, когда ранее судьяотказал в удовлетворении ходатайства о приобщении каких-то материалов к делу. Их же можно «сделать» приложениями к заявлению об отводе, апосле отказа в удовлетворении заявления об отводе – ссылаться на эти материалыпри аргументации своейпозиции о предмете спора.
Во-вторых, заявление об отводе можноиспользовать для обращения внимания судьи на содержание доказательств, которыеимеют влияние или могут повлиять на судью и его убеждение об обстоятельствах дела. Прежде всего, это касается результатовэкспертиз. Приведу пример из практики. Я вступил в дело, в котором уже былопроведено две комиссионные экспертизы и обе не в пользу клиента. Вся позицияоппонента строилась на выводах экспертов. Однако было заметно, что мотивировкаисследований содержит скорее общеизвестный материал,чем специальные научные знания. Поэтому на первом заседании я заявилходатайство о вызове всех экспертов в суд для разъяснения исследований. Судотказал. Я заявил отвод на том основании, что суд предубеждён о вескостиэкспертного исследования, а оно должно быть проверено. В отводе отказали. Яснова заявил ходатайство о вызове экспертов, которое было удовлетвореночастично – вызвали лишь председателя экспертной комиссии, проводившей повторнуюэкспертизу. Мой аргумент в пользу нового отвода – председатель комиссии неможет заменить эксперта. Каждый из экспертов самостоятелен в формировании научныхвыводов. После очередного отклонения отвода оппонент в этом деле, наблюдавшийза этой «борьбой за экспертов» и, видимо, уже предвкушая скорую победу,поддержал моё ходатайство о вызове экспертов, проводивших повторную экспертизу.Конечно, отношения с председательствующим после такой серии отводов сталинапряженными. Но это напряжение постепенно спало, когда эксперты с трудомобъясняли связь между выводами исследования с его мотивировочной частью. В этомделе суд критически оценил экспертное исследование.
Возможно, у вас есть свой проверенный рецептлимонада? Поделитесь!
- Заповіт у Дубаї: нові можливості для українців у DIFC Courts Олена Широкова 15:45
- Конфлікти у бізнесі: як перетворити загрозу на джерело зростання Олександр Скнар 14:36
- У кожному дроні – сертифікат світової байдужості Дана Ярова 12:05
- Бізнес з країнами Близького Сходу: що потрібно знати про гроші, темп і традиції Любомир Паладійчук вчора о 21:38
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар вчора о 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак 08.07.2025 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова 08.07.2025 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова 08.07.2025 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска 08.07.2025 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар 08.07.2025 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш 08.07.2025 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко 08.07.2025 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора 08.07.2025 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова 07.07.2025 18:49
- Готують підвищення тарифів для населення 726
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 146
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 131
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? 98
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини 90
-
Україна з нуля збудувала винятковий ВПК, але він працює лише на 60% – фон дер Ляєн
Бізнес 9741
-
"Він просто зник": усе, що потрібно знати про гостинг – пояснює психологиня Ірина Шеньє
Життя 7521
-
Кава може на 20-30% знизити ризик діабету другого типу – дослідження
Життя 6598
-
Uklon готовий виконати закон про стягнення податку з доходів водіїв
Бізнес 5232
-
"Сонне розлучення" – вихід для пар, щоб покращити якість нічного відпочинку та сексуального життя
Життя 5212