Нелегальный контент в контексте европейского курса Украины
В результате стремительного развития цифровых технологий и средств передачи данных была создана особа среда, которую украинцы по старинке считают «территорией свободы». Однако это ложное убеждение и многолетний опыт нелегального скачивания и распространени
Любишь с горочкикататься – люби и саночки возить.
Народная мудрость
Современ появления интернета проблема распространения нелегального контента,авторские права на который принадлежат определенным лицам и компаниям,приобрела глобальный масштаб. Среди причин называют растущие возможности компьютернойтехники, создание накопителей с практически неограниченным объемом, появление большогоколичества сайтов для обмена файлами, доступность и высокую скорость интернета,безлимитные тарифы. В результате такого стремительного развития цифровыхтехнологий и средств передачи данных была создана особа среда, которую украинцыпостаринке считают«территорией свободы». Однако это ложное убеждение и многолетний опытнелегального скачивания и распространения контента сделали Украину едва ли неглавным «цифровым пиратом» современности.
Почемуименно мы, если этим грешат во всем мире? Среди причин многие аналитики впервую очередь называют особенность национального менталитета и отсутствие уграждан различия между лицензионным и «пиратским» контентом, и несовершенствозаконодательства. Также к этому списку можно добавить нежелание властейбороться с пиратством, поскольку на нем держится вся страна, ее аппарат и документооборот - нелицензионное программное обеспечение массово используют напредприятиях и в государственных учреждениях. К слову, так же дела обстоят и вРоссии, на которую недавно обрушились санкции крупных IT-корпораций. Так,Microsoft уже подал иск о взыскании с ООО "Коммерческий банк"Канский" компенсации в размере 17 тысяч долларов за незаконноеиспользование авторских прав на программы.
Действительно,претензии правообладателей совершенно небеспочвенны, а наша готовность кинформационному обществу и европейскому развитию абсолютно оправданно ставитсяпод сомнение. Об этом красноречиво говорит история с закрытиемв 2012 году крупнейшегофайлообменника ЕХ.ua. Тогда многие граждане вышли на митинг в его защиту, настраницу «Свободу ЕХ.ua» в социальной сети подписались тысячи человек, а хакерыв знак протеста заблокировали госсайты! Хотя стоит признать, что на самом делемы не одиноки в любви к бесплатному контенту. В Швеции, например, создалиМиссионерскую Церковь Копимизма, выступающую за свободный файлообмен, иПиратскую партию, идею которой поддержали в других странах. Однако не стоитзабывать, что популизм, игнорирующий законодательство, в конечном итогеобречен, поскольку ответственность является необходимым условием работыдемократического общества.
Например,в Великобритании вопросы нарушения авторского права решаются в гражданскихсудах по исковым заявлениям правообладателей, защитой интересов которых ссентября 2013 года занимается Отдел полиции Лондонского Сити по преступлениямпротив интеллектуальной собственности (PIPCU). Одним из первых дел, которымизанялось новое отделение, стал нелегальный импорт партии контрафактных DVD изакрытие торрентов, и наказание за эти правонарушения довольно существенное. Так,после осуждения в суде магистратов сумма штрафа составляет 5000 фунтов стерлингов,а максимальный срок лишения свободы - 6 месяцев. В случае осуждения вКоролевском суде нарушителю грозит тюремное заключение сроком на 10 лет и/илиштраф, сумма которого не ограничена (!).
ВГермании нарушение авторского права карается тюремным заключением на срок оттрех до пяти лет или штрафами. Так, первое скачивание нелицензионной музыки,фильмов и телесериалов из интернета обойдется в 155 евро, в то время как задальнейшие правонарушения придется заплатить максимум 1000 евро. Стоитзаметить, что размеры штрафов были ограничены совсем недавно, в 2013 году,однако такая инициатива властей не вызвала энтузиазма у правообладателей,которые убеждены, что немцы могут неправильно воспринять закон как «бесплатныйбилет для нелегального файлообмена». Особенно интересно это заявление звучит внашей украинской действительности, где минимальный прожиточный минимумпрактически вдвое ниже суммы штрафа за первое нелегальное скачиваниекакого-либо файла.
А в США– еще строже. Там за каждый факт нарушения авторского права предусматриваетсяштраф в диапазоне от 200 до 300 тысяч долларов. Уголовное наказание включают всебя штраф в размере не более 500 тысяч долларов или лишение свободы на срокболее пяти лет в случае первого правонарушения, или 1 миллион долларов илишение свободы на срок более 10 лет, если преступление было совершеноповторно. Так, в 2009 году широкую огласку получило дело американки ДжеммиТомас-Рассет, матери четверых детей, которая по заявлению Американскойассоциации звукозаписывающих компаний загрузила из файлообменной сети около 1,7тысяч композиций. Обвиняемую ожидали «штрафные качели»: вначале по решению судаона должна была выплатить правообладателям 222 тысячи долларов, затем суммуувеличили до 1,92 миллионов, потом снизили до 1,5 миллионов, и лишь осенью 2012года утвердили первоначальные выплаты.
Примечательно,что недавно СМИ облетела новость о том что, несмотря на то, что в Украине наблюдаютсясерьезные нарушения авторских прав, из-за нынешнего политического кризиса СоединенныеШтаты не будут вводить никаких санкций в отношении Киева. В связи с этим МИДУкраины поспешил заявить, что нашу страну исключили из пресловутого «Специальногодоклада 301» - списка государств, лидирующих в интернет-пиратстве. Тем неменее, в интервью Forbes эту информацию опроверг Дмитрий Шимкив, директор«Майкрософт Украина», который сказал, что пока в стране до сих пор нетсущественного прогресса в решении проблемы с защитой интеллектуальнойсобственности.
- Бізнес, статус і подарунки без шансів: як історія родини все ще може здивувати Олександр Карташов вчора о 20:02
- Коли лідер вигорів, але продовжує керувати: тиха криза в кабінеті СЕО Юлія Буневич вчора о 19:16
- Захист прав військовозобов’язаних і військових: головні проблеми воєнного стану Наталія Павловська вчора о 18:14
- AidEx Geneva 2025: як змінюється гуманітарна допомога – і чому Україна вже попереду світу Галина Скіпальська вчора о 12:44
- Підвищення зарплат учителям має бути, але не ціною обмеження їхніх прав Лариса Білозір вчора о 12:43
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом Євген Магда вчора о 09:55
- Невидимий азарт цифрового світу Михайло Зборовський 18.11.2025 12:03
- Чому керівники перевантажені: ключові помилки делегування та як їх усунути Олександр Скнар 18.11.2025 09:52
- Мікро-ритуали для підтримки команди: маленькі кроки великої стійкості Тетяна Кравченюк 17.11.2025 17:16
- Вихід власника з операційки: розділення стратегії та тактики для кратного росту маржі Олександр Висоцький 17.11.2025 15:06
- Арешт майна: коли держава заходить у двері бізнесу Анна Ігнатенко 17.11.2025 12:17
- Енергоконтракти осені 2025: як умови постачання стали фінансовим ризиком для бізнесу Ростислав Никітенко 17.11.2025 10:23
- Аннушка вже розлила масло: чому "Міндічгейт" – точка неповернення Дана Ярова 17.11.2025 00:47
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних Віталій Соловей 17.11.2025 00:10
- Повернення анонімності: покоління Z перетворює цифрову ідентичність Христина Кухарук 16.11.2025 17:53
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом 2703
- Після 40: як жінки обирають зрілих чоловіків, а не пристрасть і шоу 892
- Принцип суперпозиції: чи буде відновлено довіру між кандидатами та ВККС? 557
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних 301
- Чи можливо мобілізувати особу під час розгляду заяви на відстрочку? 207
-
Головний прапор України приспустили: що сталося
Життя 121159
-
"Ампутація або смерть". Три висновки The Economist про скандал, що загрожує Україні
79494
-
Під Києвом знайшли підпільне виробництво. Вилучили 24 т пластівців і 200 000 консервів – фото
Бізнес 52635
-
Таємні переговори Трампа з Росією. Що відомо про новий план завершення війни – із 28 пунктів
18033
-
Через збій Cloudflare перестали працювати X, ChatGPT і українські сайти
Технології 10699
