Переговорная тактика России толкает Украину в ЕС
Причины пробуксовки в переговорах между Украиной и Россией коренятся не столько в объективных причинах – у обеих стран есть достаточно пунктов, по которым вполне возможно найти взаимовыгодное решение, -- сколько в тактике ведения переговоров. Именно этот
Причины пробуксовки в переговорах между Украиной и Россией коренятся не столько в объективных причинах – у обеих стран есть достаточно пунктов, по которым вполне возможно найти взаимовыгодное решение, -- сколько в тактике ведения переговоров. Именно этот нюанс является главной причиной обострения отношений. А суть проблемы заключается в следующем.
Россия использует на переговорах свою традиционную модель,которая за долгие годы доказала свою эффективность в переговорах со многими странами.Модель эта основана на психологическом силовом давлении и изматывании партнера попереговорам, после чего он соглашается на то, что вначале переговоров емуказалось неприемлемым. С помощью этой модели министр иностранных дел СССРГромыко не раз успешно побеждал американских, европейских и прочих политиков. Вконце концов, устав от проигрышей, американские специалисты по коммуникации проанализировалиэту модель, разложили на составляющие и назвали «советским стилем» или «переговорами,рассчитанными на победу за счет оппонента». Они же определили основные признакиэтой модели:
-- Всегданачинай переговоры с минимума, который можешь дать, при этом требуй максимумтого, что хочешь получить.
2. -- Играйв ограниченность полномочий – это помогает изматывать противника. Когда второйстороне кажется, что уже все договорились, выясняется, что нужно получить подтверждениекого- то свыше, и переговоры снова затягиваются.
3. -- Активнодави на эмоции противоположной стороны. Демонстрируй гнев, возмущайся «нечестным»поведением второго участника переговоров, стыди и обвиняй, выставляй его в негативномсвете перед общественностью.
4. --Уступкидругой стороны всегда воспринимай как слабость и повод сильнее нажать на партнерапо переговорам. Соответственно, со своей стороны уступок старайся не делать.
5. --Постоянно затягивай время, чтобы измотать оппонента.Демонстрируй, что твое время неограниченно и ты можешь вести переговоры бесконечно,особенно если партнер ограничен во времени.
6. -- Демонстрируй свою силу и бессилие партнера, чтобыон поверил, что у него нет иного выхода, кроме как согласиться на твои условия.
Примерьте эту модель к нынешним переговораммежду Россией и Украиной, и вы легко обнаружите перечисленные пункты. Например,громкие заявления первого вице-премьера Шувалова следует рассматривать именнокак технологию психологического давления. Если бы его слова действительно отражали твердуюпозицию российского руководства, ее озвучил бы Медведев, а то и сам Путин. Заявлениеже из уст первого вице-премьера решает задачу по созданию психологическогодавления, но при этом нет никакой ответственности за сказанное: в нужный моментвышестоящие руководители могут произнести прямо противоположные сентенции. Такженадо понимать, что все нынешние торговые, информационные и прочие «холодные»войны -- это прежде всего войны психологические, своеобразный тест на слабостьпротивника.
Надо сказать, что «советской моделью» переговоровРоссия пользуется не зря: она не раз доказывала свою эффективность в решении сложныхвопросов со странами Запада. Тамошние переговорщики ориентированы на модель«выиграть-выиграть», и просто теряются, столкнувшись с жёсткой «советскоймоделью».
Однако пользуясь этой стратегией на переговорахс Украиной, Кремль совершает большую ошибку. Почему? Да потому, что для нынешнегоруководства Украины эта стратегия так же привычна и естественна, как и дляроссиян. Именно она сегодня превалирует в украинском бизнесе и менеджменте. Поэтомуна них, в отличие о представителей Запада, эта «магия Громыко» не действует.
Американские специалисты, анализируявозможности противостояния этой модели, пришли к выводу, что есть лишь единственнаяэффективная стратегия противостояния «советской модели» и образно назвали ее «Пустькрыша рухнет на нас обоих». То есть противостоятьтакому давлению можно, лишь демонстрируя абсолютную готовность жертвоватьсвоими интересами, ради того, чтобы принести ущерб другому в ответ на его давление.И ни коем случае не уступать. Только так можно заставить противника, использующего«советскую модель», заставить вести переговоры на равных.
Но представители украинской стороны вданном случае не нуждаются в советах американских психологов. Люди, выросшие в индустриальных районах СССР,едва ли не с молоком матери впитали важнейшее жизненное правило: если проявишьслабость, тебя сожрут с потрохами. Хочешь победить – делай полностью противоположноетому, к чему тебя пытается вынудить противник. И именно поэтому сегодня переговорымежду РФ и Украиной проходят так, как они проходят. Фактически, своим давлениемКремль вынуждает Украину подписывать соглашение и бежать прочь от Таможенного союза.Уступить сейчас России для Украины означает проявить слабость и потерять лицо,а этого, украинское руководство, естественно допустить не может. Ибо хорошопонимает, что однажды проявивший слабость платит всегда.
Поэтому какие-либо подвижки в переговорахвозможны лишь после того, как будет изменена их модель.
Но что, если Россия не захочет менятьтактику и продолжит реализовывать «советскую модель»? Как ни парадоксально, но и в этом случае прогнозпозитивен. Дело в том, что у «советской модели» есть три варианта окончания переговоров.Первый – оппонент не выдерживает давления и сдается на условия победителя.Второй – не придя к договорённости, стороны расходятся, чтобы искать новых партнеров.И наконец третий – убедившись в равной силе и стойкости каждого из участников, стороныотбрасывают манипуляции и начинают действительно взаимовыгодные переговоры сучетом интересов каждой стороны.
Прямому давлению украинское руководствосейчас вряд ли поддастся. Разойтись Украина и Россия не могут в силу понятных географических,геополитических и прочих причин. И поэтому наиболее вероятным остается третийвариант. И он же -- наиболее перспективный:отказавшись испытывать друг друга на прочность, Украина и Россия смогут наконецначать действительно взаимовыгодное долгосрочное сотрудничество.
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак вчора о 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш вчора о 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський вчора о 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень Павло Васильєв 11.10.2025 14:53
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись Олександра Смілянець 11.10.2025 09:57
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 222
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 144
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 90
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 78
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 70
-
"Санкції штовхають в обійми". Росія стала основним постачальником лігроїну до Венесуели
Бізнес 64166
-
"Багаж – це не право людини". У WizzAir виступили проти скасування плати за ручну поклажу
Бізнес 55318
-
У Європі нарахували вісім "зайвих" автозаводів
Бізнес 8072
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 6370
-
Найдорожчі стартапи у світі, створені українцями: 10 історій успіху
Життя 4797