Сырьевой - не значит отсталый. Когда выгоден экспорт полуфабрикатов
Низкий передел: как металлурги зарабатывают на полуфабрикатах.
Бытует мнение, что наиболее выгодным бизнесом является тот, который производит продукцию с наибольшей степенью передела (в идеале – готовый продукт). Дескать, он, по умолчанию, прибыльнее и конкурентоспособнее, чем производство низших ступеней передела. Но теория не всегда совпадает с практикой. Примером тому – нынешние цены на металлургическую продукцию.
Какая разница
Сляб, один из видов металлургического полуфабриката, на экспортных для Украины направлениях стоит примерно $500/т на условиях FOB. При этом следующий этап передела – горячекатаный прокат – стоит $518/т, лишь на $18 дороже сляба. Третья ступень – холоднокатаный прокат – $570/т.
Подобная ситуация наблюдается и в сегменте сортового проката. Стоимость заготовки, полуфабрикатной продукции, составляет $450/т, арматуры – $485, катанки – $500. То есть, шаг цены составляет лишь $25.
Полуфабрикат оказался ненамного дешевле готовой продукции, а маржа в более высоких переделах, соответственно, – ненамного выше. Объясняется это тем, что спрос на металлопродукцию на основных рынках достаточно сдержанный, а сырье, тем временем, достаточно дорогое. Таким образом, полуфабрикаты содержат в себе, возможно, большую добавленную стоимость, чем готовая продукция.
В подобных условиях украинские меткомпании не получили бы высокую маржу за продукцию с высоким переделом, что является самым важным критерием работы бизнеса – финансовой результат, а не уровень передела продукции.
Что касается украинского ГМК, то доля экспорта стальных полуфабрикатов в общем объеме его внешних поставок по итогам 2018 года составила порядка 42%. Если убрать из этой цифры объемы, которые были направлены украинскими металлургами перекатным предприятиям в рамках вертикальных цепочек (так работает, например, ММК им. Ильича и «Азовсталь» группы «Метинвест»), и учесть лишь чистый экспорт полуфабрикатов третьим лицам, то эта доля будет гораздо ниже – около 20%, что не так уж и много.
Почему украинские металлурги производят полуфабрикаты?
Конкурентные преимущества
У Украины есть свои преимущества: сырье, логистика, дешевая рабочая сила. Европейские страны, например, не могут конкурировать с нами в сегменте полуфабрикатов. Более того, существует мнение, что европейские производители в принципе не могут работать в сегменте продукции с низкой добавленной стоимостью, поскольку не выдержат конкуренцию с такими странами как Китай или Украина.
Неразвитый внутренний рынок
Во всем мире ключевым потребителем готовой металлургической продукции является внутренний рынок. В Украине он, к сожалению, крайне слабо развит: лишь 20% продукции украинского ГМК поставляется на внутренний рынок, остальные 80% – на экспорт. А там мы сталкиваемся с проблемами протекционизма. С конечной продукцией на экспортных рынках нас никто не ждет. На сегодняшний день против украинской металлопродукции действует 30 антидемпинговых мер.
Отсутствие дешевых денег
Украинским компаниям катастрофически не хватает инвестиционных ресурсов. Развитие осуществляется только за счет собственных средств. Поэтому любая возможность продавать продукцию – это увеличение инвестиционных ресурсов. И если есть возможность продавать полуфабрикаты, нужно пользоваться и этим.
Рискованность инвестиций
Даже в таких тяжелых условиях инвестирования украинские меткомпании продолжают вкладывать средства в развитие, однако все эти проекты касаются низкого передела – доменного и сталеплавильного производства. Их цель – повышение эффективности, снижение расходов и усиление устойчивости предприятий в моменты, когда падает цена. Вкладывать деньги в высокий передел при отсутствии внутреннего рынка и с расчетом на один лишь экспорт, где в любой момент можно столкнуться с закрытием рынков, очень рискованно и не всегда оправдано.
И даже там, где внутренний рынок Украины широк, не всегда есть возможность успешно конкурировать с иностранными производителями. Например, объем рынка крашенного проката в Украине составляет примерно 200-250 тыс. т. В то же время украинские компании производят лишь около 10% общего объема, остальной спрос удовлетворяется за счет китайского импорта. Казалось бы, можно инвестировать средства в производство крашенного проката и потеснить китайцев, но украинский потребитель нацелен на покупку дешевой продукции, а тягаться с китайцами в цене не получится.
Чтобы украинские производители смогли конкурировать с китайскими, нужно приводить конкуренцию к более соответствующему уровню, например, вводить защитные меры или повышать требования к качеству продукции.
Квоты на экспорт готовой продукции
Рынок ЕС – один из ключевых для украинской металлургии. С недавних пор экономическая активность на нем ограничена пошлинами и поставками на основе квот. Квоты, к слову, устанавливались на основе объемов экспорта в 2015-17 гг. В Украине с тех пор многое изменилось, в частности были утеряны заводы, которые расположены на неподконтрольных территориях. Например, для нас установлена значительная квота по арматуре и катанке, но после утраты Енакиевского метзавода украинские предприятия ее просто не покрывают.
Американские тарифы
Отдельно – об экспорте чугуна. В 2018 году мы экспортировали около 3 млн т чугуна, что на 30% больше, чем в 2017-м. Рост чугунного экспорта стал возможен только благодаря американским импортным пошлинам.
Чугун – единственная металлургическая продукция, на которую не распространились импортные тарифы. На фоне импортных ограничений в США начался рост внутреннего производства стали, что стимулировало спрос на сырье, в том числе чугун. Это и позволило Украине нарастить экспорт.
Вот и получается, что экспорт полуфабрикатов не свидетельствует об отсталости отрасли. Это исключительно вопрос экономической эффективности и рисков, а также отсутствия внутреннего рынка.
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов вчора о 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко вчора о 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька вчора о 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський вчора о 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян вчора о 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер вчора о 08:44
- Ринок праці України: виклики та тренди 2025 року Ілля Літун 16.04.2025 19:23
- Терези Феміди: статистика виправдувальних вироків в Україні – симптом чи вирок системі? Олександр Крайз 16.04.2025 17:10
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13266
-
Потужність Rheinmetall в Україні значно перевищить заплановані 150 000 снарядів на рік
Бізнес 11652
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5135
-
"Червоні двері, жовті двері": небезпечна гра серед підлітків чи черговий тренд із TikTok
Життя 4280
-
Сто днів на відповідь: став остаточно зрозумілим дедлайн Трампа для Путіна
Думка 4001