Европейский суд остается последней соломинкой для утопающего в несправедливости бизнеса
Большинство жалоб украинских компаний против Украины касаются защиты «активов», либо безосновательного вмешательства в управление хозяйственной деятельностью, почти всегда вместе с нарушением права на справедливый суд. Часто государство, действуя «в общест
Не секрет, что Европейский суд по правам человека не является «четвертой инстанцией» в судебной системе Украины. Он сам многократно подчеркивал, что его решения не отменяют и не подменяют решений национальных судов. При этом, многие эксперты в этой сфере, шутя, говорят: «Самый справедливый украинский суд - Европейский», - подразумевая, что решения Суда все же, способны восстановить нарушенные Украиной права заявителя.
Часто государство, действуя «в общественных интересах», способно проявить несправедливость по отношению к бизнесу, а он в свою очередь, не упустит возможности ухватиться за последнюю соломинку, обратившись с жалобой в ЕС.
То, что украинская компания может не только быть заявителем в ЕС, но и в состоянии доказать свою правоту подтверждается решениями «Совтрансавто против Украины», «МЧП Голубь против Украины», «Агротехсервис против Украины» и другими решениями. Следует отметить, однако, что юридические лица обладают лишь некоторыми правами, гарантированными Европейской Конвенцией по защите прав человека и основных свобод. В частности, это право беспрепятственного пользования своим имуществом, право на справедливый суд, свободу объединения, выражения мнения и некоторые другие.
Большинство жалоб украинских компаний против Украины касаются защиты «активов», либо безосновательного вмешательства в управление хозяйственной деятельностью, почти всегда вместе с нарушением права на справедливый суд.
В деле Интерсплав против Украины, которое касалось задержек возмещения НДС заявителю, Суд пришел к выводу, что наиболее подходящей формой удовлетворения, было бы устранение административной практики задержек по возмещению НДС, противоречащей статье 1 Протокола № 1 к Конвенции (право на мирное владение имуществом). Суд не только обязал Украину выплатить имеющуюся задолженность, но и назначил 25 тысяч евро компенсации за установленные нарушения.
В деле «Украина-Тюмень против Украины», ЕС очередной раз повторил, что пересмотр дела в порядке надзора является нарушением статьи 6 Конвенции (право на справедливый суд). Акционерное общество «Торговый дом Украина-Тюмень» также жаловалось на то, что государство незаконно лишило его имущества – здания, которое было частью его уставного капитала. В данном деле Суд признал, что Украина нарушила право украинской компании на мирное владение имуществом, назначив почти 340 тысяч евро в качестве компенсации за понесенный материальный и моральный вред.
Обращение в Европейский суд по правам человека с заявлением существенно отличается от подачи иска в национальные суды. Перед обращением необходимо внимательно ознакомиться с правилами исчерпания средств национальной защиты (пройти все национальные суды). Заявление в ЕС – это формуляр жалобы, который заполняется в соответствии с имеющимися разделами полно и аккуратно, даже если это подразумевает повторное изложение информации, которая уже предоставлялась в Секретариат Суда ранее. Кроме того, нужно понимать, что жаловаться можно исключительно на нарушение положений Европейской Конвенции. В случае необходимости, заявитель может ссылаться на прецедентную практику ЕС, при этом лучше всего обратиться за помощью к юристу, поскольку дальнейшее рассмотрение заявления может напрямую зависеть от правильности его составления.
Процедуры в Европейском суде не имеют ничего общего с процедурами в украинских судах, а их описание может быть отдельной темой для другой статьи. Следует отметить, однако, что хотя первоначальное обращение с жалобой в Суд может осуществляться на русском, украинском или любом другом языке членов Совета Европы, на стадии «коммуникации» ЕС обязывает заявителя продолжать переписку исключительно на одном из официальных языков – английском или французском.
В очень редких случаях Украина может признать требования заявителя перед ЕС. Так, например, в деле «Олимпекс ЛТД против Украины» стороны достигли дружественного соглашения, в соответствии с которым заявитель отказался от своей жалобы в обмен на обязательство Украины выплатить ему более 16, 5 миллионов гривен. Однако в подавляющем большинстве случаев государство с присущей ему изворотливостью будет сопротивляться любым спорам заявителей в Европейском суде.
В последнее время украинские компании все больше проявляют интерес к такому международному механизму защиты своих прав и интересов как Европейский суд по правам человека. Причиной такого неподдельного интереса к ЕС является его беспристрастность и независимость. Это своего рода последний шанс восстановления справедливости для украинских компаний независимо от того, имеют ли они на руках выигранное дело в национальных судах или нет. Часто решающим в таком международном споре может оказаться опыт и профессионализм юридического представителя, которого выберет украинская компания для защиты своих интересов.
- Бізнес, статус і подарунки без шансів: як історія родини все ще може здивувати Олександр Карташов 20:02
- Коли лідер вигорів, але продовжує керувати: тиха криза в кабінеті СЕО Юлія Буневич 19:16
- Захист прав військовозобов’язаних і військових: головні проблеми воєнного стану Наталія Павловська 18:14
- AidEx Geneva 2025: як змінюється гуманітарна допомога – і чому Україна вже попереду світу Галина Скіпальська 12:44
- Підвищення зарплат учителям має бути, але не ціною обмеження їхніх прав Лариса Білозір 12:43
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом Євген Магда 09:55
- Невидимий азарт цифрового світу Михайло Зборовський вчора о 12:03
- Чому керівники перевантажені: ключові помилки делегування та як їх усунути Олександр Скнар вчора о 09:52
- Мікро-ритуали для підтримки команди: маленькі кроки великої стійкості Тетяна Кравченюк 17.11.2025 17:16
- Вихід власника з операційки: розділення стратегії та тактики для кратного росту маржі Олександр Висоцький 17.11.2025 15:06
- Арешт майна: коли держава заходить у двері бізнесу Анна Ігнатенко 17.11.2025 12:17
- Енергоконтракти осені 2025: як умови постачання стали фінансовим ризиком для бізнесу Ростислав Никітенко 17.11.2025 10:23
- Аннушка вже розлила масло: чому "Міндічгейт" – точка неповернення Дана Ярова 17.11.2025 00:47
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних Віталій Соловей 17.11.2025 00:10
- Повернення анонімності: покоління Z перетворює цифрову ідентичність Христина Кухарук 16.11.2025 17:53
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом 2701
- Після 40: як жінки обирають зрілих чоловіків, а не пристрасть і шоу 887
- Принцип суперпозиції: чи буде відновлено довіру між кандидатами та ВККС? 556
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних 298
- Чи можливо мобілізувати особу під час розгляду заяви на відстрочку? 206
-
Головний прапор України приспустили: що сталося
Життя 114214
-
"Ампутація або смерть". Три висновки The Economist про скандал, що загрожує Україні
75566
-
Під Києвом знайшли підпільне виробництво. Вилучили 24 т пластівців і 200 000 консервів – фото
Бізнес 48357
-
Таємні переговори Трампа з Росією. Що відомо про новий план завершення війни – із 28 пунктів
16812
-
Через збій Cloudflare перестали працювати X, ChatGPT і українські сайти
Технології 10676
