Социология - только средняя температура по больнице?
"Социология - это градусник" - тезис, не связанного напрямую с социологией человека. Эти слова не выходят у меня из головы.
«Социология – это градусник» – тезис, не связанного напрямую с социологией человека. Эти слова не выходят у меня из головы. Интересно, что есть общего и различного между медицинским и социальным градусником?
Что мы делаем, если показатели замера градусника кажутся нам неправдивыми? Замеряем еще раз! Чтобы дополнительно удостовериться в правдивости цифр, замеряем температуру у кого-то из родственников. Если и на них цифры «неправдивые» – берем другой градусник, другого типа или другой марки. По отношению к социологии в этот процесс еще включается серия споров с социологами о том, что мерили не той шкалой, не в тех условиях, не тем способом. И только потом такая же последовательность действий – аналогичный повторный замер и замер на контрольной группе. Если не помогло? Берем градусник другого типа (используем другую методологию) или другой марки (привлекаем другое исследовательское агентство).
Ставим ли мы диагноз больному, если мы только измерили температуру? Нет, нужен общий осмотр, аналитика симптомов, анализы и другие замеры жизненно важных показателей. Так же с социологией. Для постановки решений и внедрения их в жизнь необходимо проанализировать целый пул внутренних данных организации и внешних факторов развития сферы, в которой она работает.
Спрашиваем ли мы у градусника, какая температура будет завтра? Нет, мы будем еще раз замерять завтра! У социологов, конечно, спрашивают. Но на самом деле социологические прогнозы развития событий/показателей в будущем стоит рассматривать только как гипотезы. С высокой или низкой долей вероятности, но все же гипотезы.
Показатели градусника – прошедшее время или настоящее? Градусник медицинский дает нам оперативные результаты, которые позволяют достаточно быстро принимать решения. Например, принять жаропонижающее при очень высокой температуре. Градусник социальный всегда про вчера. Безусловно, технический прогресс и современные инструменты позволяют ускорить процесс сбора и анализа полученных данных. Однако данные социологии всегда дают показатели мнений и отношения людей к изучаемой проблеме, которые отражают вчерашнее восприятие населения.
Пока социологи проводят аналитику и строят гипотезы о потенциальных изменениях в будущем, реальность может измениться. Но есть и хорошая сторона – реальность в социуме редко меняется кардинально (это прям кризис-кризис). За это на просторах постсоветского пространства отвечают культура, традиции, общественные догмы и стереотипы.
Меряем ли мы температуру, когда здоровы? Как правило, люди вспоминают, где у них лежит градусник, только если уже чувствуют, что заболели. Мы же знаем, что нормальная температура 36,6. Подобных фиксированных норм для общественного мнения не существует. Это значит, что социологическим градусником нужно пользоваться системно, с одинаковой периодичностью замеров. В периоды социальных кризисов или динамично изменяющейся среды увеличение частоты замеров становится просто необходимым.
Нужен ли врач чтобы измерить температуру? Мы меряем температуру несколько раз и, видя стабильно высокие показатели, принимаем решение о привлечении врача. В работе с социологическим градусником «врач» нужен однозначно. Будет он сотрудником внутри организации или это будет внешнее исследовательское агентство, или то и другое вместе, зависит от возможностей организации и масштабов исследовательских задач. Социологический градусник – многогранный инструмент со множеством компонентов, каждый из которых имеет технические и организационные нюансы работы с ними.
Что будет, если неправильно измерить больному температуру? Неправильное или несвоевременное лечение может привести к ухудшению состояния одного конкретного человека. Будет ли это критичным? Вероятнее всего, нет – всегда можно быстро измерить еще раз. С социологическим градусником сложнее. Во-первых, будет потеряно ценное время и ресурсы - провести повторный замер гораздо дольше и дороже. Во-вторых, решения, принятые по данным замеров, могут негативно отразиться на значительно большем количестве людей. Например, некорректно произведенные замеры о гуманитарных потребностях населения не позволят выявить критически важные аспекты: в чем нуждаются, какие именно категории населения, в каких районах и в каких масштабах.
- Господарювання без сторонніх або ТОВ з 1 учасником Альона Пагер 09:39
- Капітал у квадратних метрах: стратегічний погляд на інвестиції в українську нерухомість Раміль Мехтієв 09:07
- Хто вбив Андрія Портнова? Дмитро Золотухін 01:17
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук вчора о 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук вчора о 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін вчора о 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич вчора о 11:39
- 8 звичок бідних людей, які заважають розбагатіти Олександр Висоцький вчора о 11:23
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко 20.05.2025 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк 20.05.2025 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська 20.05.2025 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак 20.05.2025 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко 20.05.2025 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер 20.05.2025 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
-
Андрій Портнов: історія, що починалась в кримінальному Луганську, а закінчилась у Мадриді
45795
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 22857
-
Росія ударила по Шостці. Пояснюємо подвійну загрозу новини про "70 загиблих на полігоні"
15819
-
Трамп провалив переговори, настав час рішуче посилити тиск на Кремль
Думка 7883
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
7097