home-icon
Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
04.02.2013 20:07

Поехать за инвалидностью в Россию

Експерт проєкту Universal Assistance, член міжнародної організації PEOPIL (Pan European Organisation of Personal Injury Lawyers)

В одном из подмосковных городков произошёл очередной несчастный случай с украинским мигрантом.

В одном из подмосковных городков произошёл очередной несчастный случай с украинским мигрантом. На строительной площадке на украинца сорвалась плита с подъёмного крана. К несчастью, парень стоял на краю котлована. В результате многочисленные переломы, разрыв лёгких, черепно-мозговая травма. Грань между жизнью и смертью и вероятной инвалидностью. Именно так можно было охарактеризовать состояние пострадавшего на момент эвакуации самолётом МЧС Украины. В местной подмосковной больнице медперсонал ограничился оказанием украинцу исключительно «первой медицинской помощи». Вместо обследования, хирургического вмешательства, строителя оставили дожидаться эвакуации на родину. Ну а об ответственности и каком-либо содействии со стороны работодателя пресса вообще умалчивает.

Финансовый вопрос возмещения физического ущерба зачастую опускается иностранным работодателем. Не без содействия заграничного суда, который часто выбирает сторону своего гражданина. Да и аргументов нашлось достаточно – «травматизм по халатности и вине работника», «несчастный случай во время перерыва» и даже «инцидент в нерабочее время». Мало того, ходили слухи и о том, что украинский рабочий и вовсе был нелегалом. И это притом, что информация о прибывших легальных мигрантах содержится в российском Демографическом реестре, который был введён не так давно, создание аналог которого так критикуется в Украине. Всё это можно было прочитать не только на форумах российских обывателей, но и услышать из уст компетентных лиц. Между прочим, от подобных исходов не застрахован любой украинский мигрант дерзнувший «попытать счастья» заграницей. В том числе и в России.

Факты говорят сами за себя. Несчастный случай произошёл непосредственно в рабочее время. Украинец выполнял порученную работу и получил физический ущерб во время трудового процесса. Ну а положения об ответственности работодателя за жизнь и здоровье работника в контракте создают основания для выплаты компенсации. Как и необоснованный отказ российских медработников провести реабилитацию травмированного украинца на месте.

Добиться положенной компенсации за физический ущерб и оплату лечения от иностранного работодателя весьма не просто для пострадавшего украинского мигранта. Но даже временная трудовая недееспособность болезненно отражается не только на благосостоянии семьи, но и на скором выздоровлении. Ведь на лечение необходимы немалые затраты.

Юридическая практика подсказывает, что в подобных случаях необходимо опираться на нормы европейского права. Ссылаться необходимо на соответствующие документы Совета Европы, членами которого являются Украина и Россия.

Очевидно, что ответственность за выплату компенсации лежит на работодателе. Это подтверждает Резолюция 75(7) – возмещение физического ущерба лежит на лице, под ответственностью которого находился пострадавший. Согласно её положениям любое лицо имеет право на компенсацию в виде пенсии либо однократной выплаты в случае неспособности заниматься трудовой деятельностью, домашним хозяйством в результате физического ущерба. В случае с украинским мигрантом подобная недееспособность очевидна. Многочисленные переломы и травмы тому подтверждение. Плюс расходы, связанные с обеспечением семьи, членами которой являются нетрудоспособные дети и старики.

Резолюция предполагает и дополнительные выплаты со стороны ответственного лица за травму пострадавшего, в случае ухудшения состояния здоровья. Последствия переломов и разрыва лёгких могут повлечь за собой хронические заболевания. В данном случае работодатель обязан увеличить сумму компенсации либо выделить дополнительные средства, если выплата была однократной.

При этом согласно Резолюции Совета Европы, возмещению подлежит не только последствия травматизма, но и моральные страдания потерпевшего, вследствие физического ущерба. Ограничение дееспособности украинца и последствия приобретённой инвалидности приводят к депрессии и фрустрации пострадавшего.

Существуют и подводные камни. Это касается определения размера и формы компенсации. Для разрешения данной коллизии, Резолюция 75(7) отсылает к нормам национального законодательства того государства, гражданином которого является пострадавший. В нашем случае, ссылаться необходимо на положения Гражданского кодекса Украины. Ответственный работодатель обязан возместить в сумме компенсации не только положенный заработок украинца, но и расходы на лечение и медицинскую реабилитацию. Размер компенсации высчитывается из суммы среднемесячной зарплаты украинца за двенадцать либо три месяца до его травмы и инвалидности.

Уклониться от ответственности российскому работодателю не получится. Но как быть с ответственностью российских медиков, которые предпочли подождать самолёт МЧС Украины?В данном случае очевидно нарушение положений Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов, участницей которой является Украина. Данный документ гласит о том, что если трудовой мигрант пострадал от несчастного случая на территории принимающего государства, то он имеет равные права на профессиональную реабилитацию и лечение с гражданами данного государства. Ключевые принципы Европейской Социальной Хартии и вовсе предполагают обязанность государства участника, которым является как Украина, так и Россия, обеспечить оказание медицинской помощи и социального обеспечения любому пострадавшему лицу. Даже если лицо не может оплатить своё лечение.

Не стоит забывать и о негативных последствиях своевременно не оказанного лечения и госпитализации. Промедление со стороны российских врачей можно расценивать как отдельный физический ущерб для здоровья потерпевшего украинца, а значит преступление. В соответствие с украинским законодательством, отказ предоставить медицинскую помощь пострадавшему влечёт за собой уголовную ответственность. Полагается выплата суммы в пятьдесят необлагаемых налогом минимумов доходов. Это соответствует положениям Европейской конвенции о выплате компенсации жертвам тяжких преступлений, а именно лицам, которые подверглись покушению на физическое состояние или здоровье. Согласно конвенции, компенсация выплачивается тем государством, на территории которого было совершено преступление. А её сумма должна покрывать потерю заработка, затраты на лечение.

Возможно ли это в нашем случае? К сожалению нет. Ни Украина, ни тем более Россия до сих пор не ратифицировали данный документ.

Хотя для выплаты компенсации пострадавшему украинцу имеется достаточно оснований. При этом ответственность за возмещение ущерба лежит не только на российском работодателе, но и на медперсонале подмосковной больницы, который халатно отнёсся к положенным обязательствам, да и к «клятве Гиппократа». Вот только насущный вопрос с ратификацией необходимых документов никак не решается. Да и создание украинского Демографического реестра затягивается, чтобы оперативно подтверждать любому государству подлинный статус украинских граждан. Несмотря на то, что украинские мигранты получают физический ущерб не только на российских стройках, но и в других странах Европы, которые щепетильно относятся к соблюдению норм европейского права.

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи