Уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны
Каждая компания имеет информацию производственного или, к примеру, кадрового характера, которая значительно влияет на показатели их рентабельности на рынке.
Каждая компания имеет информацию производственного или, к примеру, кадрового характера, которая значительно влияет на показатели их рентабельности на рынке. Окажись такие сведения в нечестных руках, то бизнесу будет крах. Не будем уповать на добросовестность и другие добродетели конкурентов, а лучше сразу обсудим вопрос законодательных охраны и защиты коммерческой тайны в Украине.
Статья 505 Гражданского Кодекса Украины гласит, что основными признаками коммерческой тайны являются “секретность”, “неизвестность”, “недоступность”. Подытожив все ее законодательные особенности, и говоря “не юридическим языком”, можно вывести следующее определение: это конкретная информация, известная узкому кругу должностных лиц, в связи с осуществлением их деятельности, тщательно контролируемая и имеющая ценностный показатель. Содержание коммерческой тайны является индивидуальным и самобытным для каждой отдельно взятой организации, а ее информационный объем определяется руководящим составом. Разглашение и распространение сведений, которые являются вашей коммерческой тайной может нанести серьезный вред деятельности и репутации предприятия и, что самое малоприятное, как мы уже писали, нивелировать вашу конкурентоспособность. Важно понимать, как в сложившейся ситуации защитить свои права и интересы. И здесь Фемида на вашей стороне.
Нужно понимать, что каждое действие всегда имеет ряд последствий. И если гражданское законодательство закрепляет регулятивные нормы, касающиеся охраны коммерческих отношений, то в случае непосредственного посягательства на них обращаемся к положениям уголовного закона, который охранительными нормами защищает их. Звучит как каламбур, но на деле оказывается, что все совсем не смешно. 232 статья Уголовного Кодекса Украины предусматривает, что за непосредственное разглашение коммерческой тайны лицо привлекается к уголовной ответственности. Однако, для применения санкции данной статьи следует учитывать обязательное наличие следующих критериев состава обсуждаемого преступления: деяние совершено исключительно специальным субъектом, который владел такой информацией в связи с осуществлением им профессиональной или служебной деятельности; форма вины лица представлена умыслом; наблюдается корыстный либо личный мотив преступления. Также к таким факторам теория уголовного права относит и нанесение значительного материального ущерба, но проблема в том, что уголовный Закон не закрепляет критериев оценки этого категориального аппарата, а поэтому апеллировать в суде мы им не сможем.
Что касается санкции статьи за разглашение коммерческой тайны, то она предусматривает целых два наказания за содеянное: основное и дополнительное - штраф от одной до трех тысяч необлагаемых налогом минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
И все-таки, для внесения большей ясности и точности, скажем пару слов о четкости границ объема объекта коммерческой тайны. Исчерпывающего конкретного перечня таких сведений вы не найдете ни в одном законодательном акте Украины, так как, мы уже писали о его персонифицированном характере для каждого предприятия. И в этом большая загвоздка. Как не перешагнуть грань в том, что можно говорить и что нельзя? Действительно, существует ряд случаев, в которых возможен допуск и разглашение данных коммерческой тайны, в связи с требованием того закона и только в рамках выполнения служебных обязанностей - например, во время совершения оперативных или следственных действий, аудиторской проверки и др. Но это исключения из правила, а поэтому мы все же резюмируем, что исследуемый вопрос нуждается в законодательной доработке в части категориального аппарата и оценочных критериев объема понятия “коммерческой тайны” с целью избежания самовольного трактования.
- Суд відмовив у позові до ФОП щодо псування техніки після ремонту Артур Кір’яков 19:08
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? Олег Сніцар 17:12
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори Христина Кухарук 17:03
- Мінеральна угода США та України: шанс на нову енергополітику чи дорогий експеримент? Ростислав Никітенко 15:55
- Інвестування в Україну – аналіз досвіду іноземних компаній Сильвія Красонь-Копаніаж 13:30
- Як спадкоємцю за кордоном не загубитися у правовому лабіринті Світлана Приймак 13:28
- Психологічна готовність до пластичної операції – більше, ніж "налаштування" Дмитро Березовський 12:42
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? Антон Новохатній вчора о 16:55
- Відповідальність батьків за шкоду, завдану дитиною: кейс наїзду на пішохода Артур Кір’яков 03.05.2025 09:28
- Кібербезпека в руках людей: чому найслабша ланка – не код, а співробітник? Михайло Зборовський 02.05.2025 14:56
- "Дачна революція": Верховний Суд дозволив реєстрацію місця проживання у дачному будинку Арсен Маринушкін 02.05.2025 13:48
- Відповідальність батьків за тілесні ушкодження, завдані їхніми малолітніми дітьми Артур Кір’яков 02.05.2025 09:28
- Економіка агресора радує своїм падінням Володимир Горковенко 01.05.2025 20:07
- Пенсійна реформа 2025 року Андрій Павловський 01.05.2025 18:17
- Все про ПДВ: коротка інструкція від адвоката Сергій Пагер 01.05.2025 09:52
-
Що головне і що парадоксальне в угоді з США про корисні копалини
Думка 3612
-
У Чернігові демонтували пам’ятник борцям за незалежність: про що йдеться
Життя 3396
-
Зумери й міленіали на межі: як розпізнати кризове вигорання і врятувати себе
Життя 2536
-
Віагра, тефлон і бактерії проти пластику: вісім випадковостей, які змінили світ
Життя 2506
-
Гайдельберг: романтична перлина Німеччини з найбільшою винною діжкою і найстарішим університетом
Життя 1763