Одна пуля – два лба
...парадокс в том, что президент и премьер являются двумя главами одной ветви власти...
Арсений Яценюк уже неделю как отстранил от работы руководство Государственной финансовой службы - главу ГФС Игоря Билоуса, начальника налоговой милиции Владимира Хоменко и шефа таможни Анатолия Макаренко. И хотя премьер-министр заподозрил этих чиновников в том, что в их ведомствах не все хорошо с антикоррупционной борьбой, проблема тут лежит куда глубже.
Со времен Ющенко и Тимошенко формат парламентско-президентской республики вызывает большие опасения, основанные на том, что если президент и премьер в хороших отношениях, то такой формат работает, если отношения не очень – то они бьются лбами.
После президентских выборов 2014 года мы видели лишь один громкий конфликт Петра Порошенко и Яценюка, когда последний вдруг громко заявил о том, что подает в отставку. Закончилось все тем, что Порошенко наступил на свою гордость и попросил премьера не уходить.
Формально Яценюк выиграл парламентские выборы, но президент и премьер не могут работать без опоры друг на друга. Их конфронтация выйдет нам всем боком.
Они оба часто перетягивают одеяло на себя. Порошенко как Главнокомандующий требует поддержки тыла в виде реформ, а также консолидации парламентского большинства вокруг себя. Яценюк, который, собственно, эти реформы и должен воплотить в жизнь, может видеть их по–своему, и тоже рассчитывает, что большинство будет на его стороне. Чисто субъективное наблюдение: премьер никуда с реформами не торопится, все делается вразвалочку. При этом было приятно смотреть на них двоих, когда они слаженно и согласованно ведут переговоры с ЕС, США и МВФ.
Однако же парадокс в том, что президент и премьер являются двумя главами одной ветви власти – исполнительной. Точнее, не только исполнительной, а и законодательной, ведь по факту у нас не парламент формирует правительство, а как раз наоборот – все вертится вокруг премьера и президента.
Не секрет, что Билоус – это человек президента. Его отстранение Яценюком – прямой удар по репутации Порошенко. Как говорят источники в Администрации президента, там понятия не имели, что такое произойдет, и это было воспринято как неожиданное нападение с целью поставить в ГФС своего человека.
Подобные методы, избранные Яценюком удивительны и вполне в его духе одновременно. Как обычно, Арсений Петрович пошел от обратного: сначала бросил обвинение (или подозрение), а лишь потом принялся искать компрометирующие факты. Это почти так же смело, как заявить о пуле в лоб, а потом задуматься над тем, что она ведь может и вправду прилететь, потому что дура.
Яценюк обещал управиться с ГФС за две недели. Одна неделя уже прошла. И что? Тишина. Наверное, через неделю тоже не будет ничего определенного, ведь в нашей стране за две недели «раскрываются» исключительно заказные политические дела. А чтобы придать этому действу веса в глазах общественности (ну, чтобы мы поверили), премьер призвал бизнес сливать ему информацию о нарушениях в ГФС. Тут можно не сомневаться: «сигналов» будет более чем достаточно. Но на расследование это точно не потянет. Чисто политика.
Назвать руководство ГФС святым ни у кого язык не повернется. Но любой скажет, что для предъявления обвинений коррупционеру нужно много времени и усилий. А вот время для этого все было выбрано неудачно с той точки зрения, что Украина очень и очень ждет денег МВФ. И у нас получается такая картина: глава НБУ – коррупционер и непрофессионал, глава ГФС - коррупционер и непрофессионал, начальник Генштаба – просто не профессионал. Кто там еще? И все они – люди президента. Добавим ко всему этому критику в адрес Порошенко за то, что он тихо сабботирует люстрацию, сливает АТО, за руку здоровается с Путиным, и получаем чистого демона.
Но не получает огласки тот факт, что отстраненный от работы начальник налоговой милиции Владимира Хоменко – это человек самого Яценюка. О нем известно, что 60-летний генерал-полковник милиции Хоменко был у Николая Азарова шефом налоговой милиции Крыма, главным милиционером Крыма и главным СБУшником полуострова, замом министра МВД Юрия Луценко, а во "Фронті змiн" Арсения Яценюка Хоменко отвечал за борьбу с коррупцией в теневом правительстве тогдашней оппозиции. И да – он родом из Черновцов. Когда Яценюк приводил Хоменко в ГФС, даже старожилы налоговой администрации пришли в ужас. И вот его отстранили. Может, это принцип «бей своих, чтобы чужие боялись»? Или же все эти люди вместе не справляются с наполнением бюджета, за который Яценюк отвечает лично (а не президент)? Но тут как и с Гонтаревой: да, она облажалась, но сложно от нее требовать курса по 21,7 гривен за доллар, когда Крым потерян, а индустрия Донбасса, дававшая львиную долю валютной выручки, уничтожена или отрезана от легального экспорта. Говоря еще более цинично, Украина потеряла 5 миллионов граждан, откуда же взяться валюте?
И Яценюку, который решил сам выпустить злосчастную пулю, теперь крайне важно предъявить какие-либо обвинения всем отстраненным от работы, в противном случае он будет выглядеть странно. Но самое главное, чтобы, разбираясь со своими коррупционерами, премьер и президент не вошли в отрытую конфронтацию, которая будет неуместной, некстати и просто разрушительной.
Если вина отстраненных чиновников будет вдруг доказана, то будет также странно, когда их просто уволят, а не отправят на скамью подсудимых. Должен быть всем понятно, что премьер и президент работают хорошо и слаженно, а не бодаются. Иначе пуля, выпущенная одним стрелком, попадет в два лба. Оно нам надо?
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) Христина Кухарук вчора о 16:22
- Как оформить наследство в Украине, если вы находитесь за границей: пошаговая инструкция Віра Тарасенко вчора о 14:50
- Централізація закупівель: як Україна та ЄС підвищують ефективність державних витрат Олена Усеінова 23.05.2025 17:38
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? Денис Терещенко 23.05.2025 15:07
- Як уникнути блокування податкових накладних? Сергій Пагер 23.05.2025 08:47
- Сімейне підприємництво в Україні: міжнародний досвід та перспективи Юлія Мороз 22.05.2025 14:15
- Світло – не трофей Ірина Голіздра 22.05.2025 12:56
- Оскарження тарифу на електроенергію: КОАС розглядає справу проти постанови КМУ Андрій Хомич 22.05.2025 11:38
- Господарювання без сторонніх або ТОВ з 1 учасником Альона Пагер 22.05.2025 09:39
- Капітал у квадратних метрах: стратегічний погляд на інвестиції в українську нерухомість Раміль Мехтієв 22.05.2025 09:07
- Хто вбив Андрія Портнова? Дмитро Золотухін 22.05.2025 01:17
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 21.05.2025 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 21.05.2025 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 21.05.2025 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 21.05.2025 11:39
- Хто вбив Андрія Портнова? 3436
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 216
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі 152
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) 97
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? 87
-
Нові 1920-ті, "кернесанс" і "Геть від Москви!": як живе Харків за 30 км від Росії
9594
-
Від $2000 за квадрат і робітники з Індії. Ігор Ніконов про майбутнє ринку нерухомості
Бізнес 8257
-
Виклик Маску: як Китай утричі обігнав Starlink за потужностями виробництва супутників
Думка 7434
-
Натреновані на вбивство: Кремлю доведеться розв'язувати проблему розлючених фронтовиків
Думка 6786
-
"Агресор космічного масштабу". Ексрозвідниця США про загрозу РФ, Китаю і нову роль України
5880