Обзор диффамационых судебных разбирательств
Кейс № 5: Дело "Константинеску против Румынии" (Constantinescu v. Romania)
На этой неделе обзор будет посвящен образцовому делу в сфере клеветы; оно может быть использовано в практике адвокатов в делах, где человека без приговора суда в форме утверждения назвали «мошенником».
Спойлер: привлечение к ответственности за использование в отношении лица термина «мошенник» НЕ является нарушением статьи 10 Конвенции, и не нарушает право на свободу выражения мнения.
Предыстория
Генеральный секретарь Союза учителей начальных и средних школ второго округа города Бухареста Константинеску в беседе с журналистом румынского издания озвучил свое негодование тем, что крайне долго расследуется уголовное дело в отношении предыдущего состава правления Союза.
Бывшие члены правления Союза обвинялись в хищении и мошенничестве, совершенном при исполнении должностных обязательств в Союзе.
Будучи чрезвычайно импульсивным, он имел неосторожность в утвердительной форме обозвать этих лиц «мошенниками» «delapidatori», при том что на момент интервьюирования досудебное следствие все еще шло (хоть и медленно), и ни о каком приговоре еще речи не шло.
В марте 1993 года вышла в свет статья по результатам беседы с Константинеску, в которой содержалось следующее:
«Союз учителей начальных и средних школ второго округа Бухареста … является самым боевым профсоюзом, потому что он сражается с любыми, добиваясь уважения закона и прав учителей. Так утверждает Михаил Константинеску, учитель школы М. С., рассказавший нам следующее: «Я подал иск против Бухарестской школьной инспекции [Inspectoratul] за несоблюдение ими коллективного договора — слушание дела назначено на 29 апреля. Мы будем подавать в суд на полицию и государственную прокуратуру, которые занимаются антипрофсоюзной деятельностью, затягивая уголовное расследование в отношении некоторых мошенников — А. П., Р. В. и М. М., учителей во втором округе; в нашем распоряжении имеются уличающие их письменные свидетельства и признания двоих из них в наличии у них суммы денег, принадлежащей профсоюзу, которую они не вернули. Эта антипрофсоюзная деятельность является преднамеренной».
22 апреля 1993 года указанные в статье лица подали заявления о клевете против заявителя.
18 марта 1994 года по результатам рассмотрения дела суд огласил приговор, которым оправдал Константинеску, мотивировав это тем, что он не хотел оклеветать учителей, а только хотел донести до общественности о возможных неправомерных действиях этих лиц и о том, что Союз намеревается активно добиваться логичного завершения уголовного процесса.
В дальнейшем этот приговор был отменен судом апелляционной инстанции, а дело отправлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении дела 10 октября 1993 года суд признал Константинеску виновным в совершении преступления по ст. 206 УК Румынии[1] (клевета), назначен штраф в размере 50 тыс. лей и также обязал заплатить каждому из трех учителей компенсацию за причинение морального ущерба в размере 500 тыс. лей.
Приговор о признании виновным в клевете был оставлен без изменений судами высших инстанций.
Суть жалобы газеты «Times»
Заявитель настаивал на том, что обвинительный приговор нарушает его право на свободу выражения мнения, предусмотренное п.1 ст. 10 Конвенции, и такое вмешательство в его право со стороны Государства не является оправданным.
Суд признал жалобу приемлемой по статье 10 Конвенции.
Вердикт Европейского Суда
Европейский Суд согласился с решением румынского суда о признании виновным в клевете.
В пунктах 73-75 Решения Европейский Суд указал, что термин «delapidatori», обозначающий людей, признанных виновными в мошенническом присвоении имущества, был оскорбителен для трех учителей, так как их вина не была признана судом.
Суд указал, что Константинеску мог выразить свое критическое отношение и таким образом внести вклад в свободное публичное обсуждение вопросов деятельности профсоюзов, не прибегая к использованию слова «мошенники» («delapidatori»).
Соответственно, законный интерес государства, заключавшийся в защите репутации трех учителей, не вступал в противоречие с интересом заявителя, заключавшемся в участии в вышеупомянутой дискуссии.
В итоге Суд пришел к выводу, что не имело место нарушение статьи 10 Конвенции, и вмешательство Государство в свободу выражения мнения имела законное основание и было пропорциональным.
Постановление ЕСПЧ датировано 27 июня 2000 года, жалоба № 28871/95
Резюме
Это решение Европейского Суда по правам человека является крайне важным, в том числе, для украинского правового и медийного поля, так как за годы независимости Украины в геометрической прогрессии возрастают случаи голословных обвинений, навешивании ярлыков, как например «мошенник», «взяточник», «вор», «мародер» и т.д.
В судебной практике Украины, к большому сожалению, это решение не используется, но имеем надежду, что адвокаты и юристы, прочитавшие сегодняшний обзор, будут доносить это решение в своей речи в судебных дебатах, тем самым укореняя важное понимание в сознании судей того, что нельзя голословно называть человека уголовно-правовыми терминами. А в случае рассмотрения таких судебных споров, суд, привлекая к ответственности за такую клевету, не нарушит право человека на свободу выражения мнения, так как это уже давно констатировано в указанном постановлении ЕСПЧ.
Ссылка на оригинальный текст постановления ЕСПЧ:
[1] Статья 206 УК Румынии: «Каждый, кто выступает с любым публичным заявлением или утверждением относительно конкретного лица, и если это заявление, при условии истинности этого утверждения, влекло бы привлечение лица к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, либо общественное порицание, подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком от трех месяцев до одного года, либо штрафа».
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева вчора о 14:43
- Як зруйнувати країну Андрій Павловський вчора о 14:34
- Інтелектуальна власність як актив бізнесу Сергій Пагер вчора о 14:21
- Стейкхолдери – основний локомотив сучасної якісної освіти Сергій Пєтков 09.05.2025 10:49
- "Спорт внє палітікі?". Як би ж то! Країна-агресор хоче повернутися у міжнародний спорт Володимир Горковенко 09.05.2025 10:10
- Землі заказника "Лівобережний" у Дніпрі: історія зміни статусу та забудови Павло Васильєв 08.05.2025 22:23
- Пам'яті жертв Другої Світової війни або чому ми не святкуємо! Дмитро Пульмановський 08.05.2025 16:11
- Що робити, коли дії співробітника призвели до фінансових втрат? Олександр Висоцький 08.05.2025 11:13
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України Любов Шпак 08.05.2025 11:09
- Изменения в оформлении отсрочки от мобилизации с 06.05.2025 Віра Тарасенко 07.05.2025 23:36
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів Ігор Ткаченко 07.05.2025 15:10
- Де отримати криптоліцензію у 2025 році? Юлія Барабаш 07.05.2025 12:25
- Як сплачує податки та подає звітність контрольована іноземна компанія (КІК) Сергій Пагер 07.05.2025 09:19
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я Христина Кухарук 06.05.2025 19:13
- Як роботодавцю повернути кошти, сплачені працівнику за скасованим рішенням суду Альона Прасол 06.05.2025 14:30
- Як зруйнувати країну 224
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? 190
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори 181
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів 139
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я 117
-
Капітана судна, яке пошкодило газопровід у Балтійському морі, заарештували в Гонконгу
Бізнес 10004
-
Сі переграв Трампа: Кремль фактично здає Росію Китаю
Думка 8938
-
Три хвилі приморозків. Хто збанкрутує, а хто – заробить
Бізнес 8284
-
Harley-Davidson запустить власну гоночну серію з MotoGP у 2026 році
Бізнес 4200
-
Конфлікт цінностей та поділ України: кейс Алхім
Думка 3995