Кредит МВФ: необходимый антибиотик или наркотическая зависимость
Международная финансовая помощь для Украины – это победа украинских переговорщиков и спасение нашей экономической и финансовой системы. Так считают удовлетворенные переговорами представители исполнительной власти. Однако, так ли это на самом деле? Есть н
Наша исполнительная власть победно отрапортовала озавершении переговоров с МВФ и о готовности этой структуры рассмотретьвозможность предоставления Украине расширенной программы финансовой помощи вразмере до 40 млрд $. Почему рассмотреть возможность? Окончательное решение будетпринимать исполнительный совет МВФ, где у Украины есть несколько «друзей» воглаве с Италией и Россией.
Тем неменее,- вероятность положительного решения весьма высока, и деньги подополнительно согласованному графику, скорее всего, будут получены.
Международнаяфинансовая помощь для Украины – это победа украинских переговорщиков и спасениенашей экономической и финансовой системы. Так считают удовлетворенные переговорамипредставители исполнительной власти.
Однако, такли это на самом деле? Есть несколько «но».
Первое «но»:получаемая финансовая помощь является кредитом, который в ближайшие нескольколет придется отдавать. Причем с процентами. А экономика у нас не работает. Инет твердых оснований предполагать, что заработает в ближайшие годы. Так что достаточнуюдобавленную стоимость наша экономика пока не генерирует. А при хроническомдефиците годичных бюджетов, источника для погашения многомиллиардного кредита унас не наблюдается. Просматривается вероятность «отложенного» дефолта, либоочередной этап перекредитовывания у международных институций (ничем ненапоминает Грецию?).
Кстати,значительную часть получаемых денег мы сразу отправим на погашение предыдущихзаймов. Кому? Правильно,- тому же МВФ.
По нашимоценкам Украина могла бы обойтись без ожидаемых денег. У нас есть внутренниересурсы, которые при правильной структуризации управления экономикойукраинскими политическими силами могли бы дать возможность Украине справитьсясвоими силами. Но в этом, в силу разных причин, не заинтересованы многиепредставители сегодняшней власти.
Второе «но»: ход переговоров представителейукраинской исполнительной власти и менеджеров МВФ проходил в закрытом для общественностирежиме, и, традиционно для наших властей, договоренности, под которымиподписывается все государство, остаются известными только узкому кругу лиц.
На какихусловиях Украина будет прокредитована остается только догадываться иоперировать отрывочными сведениями, полученными инсайдерским путем.
Безусловно,есть позитивные для развития страны требования МВФ, на которые согласилисьвласти Украины: антикоррупционная и судебная реформа; реорганизацияправоохранительных органов; дерегуляция бизнеса; реформа пенсионной системы;изменение системы управления госпредприятиями; приведение к безубыточностигосмонстра – НАК «Нафтогаз Украины» (правда за счет резкого поднятия тарифов) иряд других.
Однако, чтоне может не настораживать, согласован ряд требований МВФ по ограничению ростадоходов различных категорий населения, к которым (доходам) относятся окладыбюджетных работников и работников госсектора. И замораживание рядагосударственных соцвыплат, включая пенсии. Правда, предполагаетсяиндексирование на коэффициент инфляции.
Именно этопредполагаемое замораживание роста доходов населения, на ближайшие годы, ивызывает самые большие опасения в перспективах развития нашего государства.
Безсомнения, оптимизация и частичное сокращение ряда статей государственногобюджета необходимо. Мы действительно давно живем не по средствам. Слишком многоворуется и много неэффективно транжирится.
Однако,сокращение государственных затрат не должно происходить за счет доходовнаселения. Эту ошибку, по настойчивым требованиям МВФ, сделали рядразвивающихся и испытывающих финансовые проблемы государств (привет Греции!).Теперь за эту ошибку они расплачиваются.
Сокращениедоходов населения (или не рост их) приводит, на фоне социальной депрессии, кпадению покупательной способности, а, соответственно, и к падению совокупногоспроса. Что приводит к падению совокупного предложения. Сочетание двух этихпадающих факторов вызывает падение ВВП государства, и, соответственно, егоэкономики (что мы и наблюдаем в Украине последние годы).
Падениеобъемов произведенного валового продукта за год предопределяет уменьшениедоходной части бюджета, что соответствует низкому уровню его расходной части.Государство с каждым годом уменьшает свои возможности по покрытию своихнеобходимых статей затрат. И говорить уж не приходится об инвестиционномфинансировании развития (читай статью: http://blog.liga.net/user/prodnin/article/14715.aspx)
Наоборот,сегодня государство, наряду с осуществлением неизбежных инвестиций(военно-промышленный комплекс и восстановление инфраструктуры) должныстимулировать и обеспечить рост доходов населения всех категорий. При четкомдекларировании (в соответствии с ростом экономики) ежегодных показателей ростаэтих доходов. Тогда украинцы начнут покупать товары на внутреннем рынке,стимулируя рост совокупного предложения и, соответственно, рост экономики.
Тогда, через нескольколет, и деньги на погашение кредитов МВФ появятся.- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Весна без тиші: безпекова ситуація на Херсонщині Тарас Букрєєв 26.06.2025 17:24
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 730
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 301
- Реформа "турботи" 238
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 106
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 7608
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 5953
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5118
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4245
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3231