Non Fungible Token (NFT): Что технология дает сейчас и что даст в будущем?
Хотя технология NFT-токенов появилась еще в 2017 году, рынок заметно «выстрелил» только весной этого года, и вот уже несколько месяцев интерес к этому явлению не ослабевает.
Для одних – это новая технология, которая несет в себе огромный потенциал. Для других – быстрый способ сорвать куш или наоборот сделать долгосрочную инвестицию. Для третьих – рынок NFT-токенов вообще «темный лес», в котором какие-то сумасшедшие отдают тысячи и миллионы долларов за «картинки в Интернете». В любом случае бурное развитие этого направления не оставило равнодушным никого из тех людей, которые хоть немного интересуются криптомиром.
Что такое NFT и почему вокруг них столько шума?
Если говорить максимально просто, то в блокчейне любые данные являются токенами. Они полностью взаимозаменяемы и многократно продублированы. Их нельзя удалить или скрыть. NFT же работает по другому принципу, что понятно из названия: Non Fungible Token – невзаимозаменяемый токен. То есть ваш токен уникальный, и второго такого не существует. Более того, его невозможно подделать. Можно, конечно, забыть пароль, и тогда токен будет утерян, а восстановить доступ будет невозможно. Но это риск и ответственность каждого, кто решил приобрести NFT.
Именно принцип незаменимости и превращает такой токен в отличный способ закрепить свои права за каким-либо уникальным объектом. Например, предметом искусства. Этим активно воспользовались художники, музыканты и артисты. Одним из первых, кто превратил свое творчество в NFT, был американский диджей 3LAU. Он выпустил альбом в формате NFT-токена и затем продал его на аукционе за 11,6 миллиона долларов. Перед этим певица Граймс вместе со своим братом создала коллекцию картин в формате токена и выставила их на аукцион. NFT разлетелись за 20 минут торгов и принесли создателям почти 6 миллионов долларов.
В эту игру постепенно включаются и крупные музеи. Так на прошлой неделе питерский Эрмитаж выставил на продажу свою коллекцию токенов с работами да Винчи, Кандинского, Моне и других мастеров. От продажи этих работ в цифре музей выручил 444 тысячи долларов. Самый дорогой токен с картиной Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» купил пользователь под ником «Anonymous_8zz0» за 150 тысяч долларов.
Люди реально делают на этом деньги?
Нужно понимать, что технология новая и очень «хайповая». Об этом говорят мировые знаменитости, современные художники делают свои работы, а коллекционеры готовы вкладывать в нее свои деньги. Совокупность этих факторов и привела к взрывному росту рынка NFT в начале весны. И да, некоторые на этом действительно умудряются зарабатывать. Коллекционер криптоактивов Pranksy на прошлой неделе прибавил к своему счету $1,22 млн всего за один день. Он просто купил редкий токен из коллекции CryptoPunks за $3,9 млн и в тот же день его продал за $5,12 млн.
Вообще вся эта коллекция считается одной из самых популярных и, соответственно, дорогих. Например, токен из этой серии под названием «Чужой» #7523 («Alien») на аукционе Sotheby's в этом году был продан за рекордные $11,8 млн. И дело тут не в художественной ценности зомби-панков. Как видно на картинке выше, эти пиксели трудно назвать «шедевром изобразительного искусства». Ценность их в другом: коллекция CryptoPunks в 2017 году стала одним из первых невзаимозаменяемых токенов, созданных на блокчейне Ethereum. Поэтому забавные пиксельные мордашки и находятся в такой цене.
Но если панки-зомби за миллионы долларов вас не удивляют, то как насчет одинаковых камней из коллекции «EtherRock» за сотни тысяч каждый?
Эти криптоарты тоже были созданы в 2017 году в количестве тысячи штук. В этом году они завирусились и резко прибавили в цене. В начале августа неизвестный пользователь купил такой NFT-камень за 135 тысяч долларов, а основатель криптовалютной платформы TRON Джастин Сан купил токен уже за 611 тысяч долларов в ETH. Так что на вопрос «Делают ли на этом деньги?» ответ положительный. Но нужно понимать, что, инвестируя в подобный актив, вы сильно рискуете. Сегодня камни «на хайпе» и их стоимость заоблачная, завтра – о них могут просто все забыть, а вниманием людей завладеют другие пиксели.
Где еще можно применять NFT, кроме как в арте?
Безусловно, потенциал технологии действительно гораздо шире. Фактически это цифровое доказательство ваших прав на какой-нибудь объект как в онлайне, так и в реальной жизни. Например, в геймерской среде некоторые игроки уже используют NFT для подтверждения собственности на какие-либо внутриигровые предметы.
Если говорить об офлайн-мире, то некоторые используют токены для продажи недвижимости. Первым до этого дошел криптоинвестор из США Иван Мальпика выставил на продажу NFT, привязанный к 50 % его дома. Также одна из первых продаж недвижимости с помощью NFT состоялась в Киеве. Основатель издания TechCrunch Майкл Аррингтон продал токен с привязанной к нему своей квартирой в столице за 36 ETH ($93,4 тыс). Подобные аукционы выглядят сейчас скорее как эксперименты, но многие блокчейн-компании всерьез рассматривают NFT как способ идентификации, предоставления прав на владение как цифровыми, так и реальными предметами.
В недалеком будущем с помощью невзаимозаменяемого токена можно будет сертифицировать различные товары, они смогут заменить бумажные билеты, подтверждать уникальность предметов цифрового искусства и так далее. Это может быть любой сценарий, где необходимо четко и секьюрно отследить владение тем или иным активом. Популяризаторы этой технологии говорят, что расширение и распространение NFT сейчас напрямую зависит от развития необходимой инфраструктуры, которое, по их словам, в среднем может занять от 5 до 10 лет.
- Євроінтеграція та реальність: діяти негайно Юрій Щуклін 14:20
- Як підтримати переселенців і зберегти людський ресурс України Нісар Ахмад 13:33
- Ключові інструменти, які допоможуть виграти найскладніші перемовини: поради підприємцям Владислав Пʼявка 10:46
- Харасмент у школах: чому мовчати небезпечно і як створити безпечне середовище для дітей Олександра Нікітіна 10:40
- З чого почати масштабування і систематизацію бізнесу Олександр Висоцький 10:29
- Як зменшити пори на обличчі? Вікторія Жоль 10:21
- Чи варто боятися фінмоніторингу? Сергій Пагер 08:40
- Що означає бути громадянином? Дмитро Зенкін вчора о 09:44
- Дві нові "гарячі точки" в Азійському регіоні Георгій Тука вчора о 07:54
- Європейський вибір України: Як суспільство звільняється від пострадянського минулого Штефан Сабау 26.04.2025 23:00
- Дзеркальні кроки – основа переговорного процесу Сергій Пєтков 26.04.2025 07:28
- Післяплата через Нову пошту та NovaPay: чи потрібен фіскальний чек? Арсен Маринушкін 26.04.2025 00:43
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді Павло Васильєв 25.04.2025 21:39
- Очікування vs реальність: правда про старт кар’єри в IT Сергій Немчинський 25.04.2025 10:36
- З чого починати описувати бізнес-процеси? Жанна Кудрицька 24.04.2025 23:46
- ТЦК проти позову: розбираю відзив на позов, коментую, відповіді 464
- Захист дітей від насильства: як працює модель Барнахус в Україні та Польщі 129
- ТЦК – треш, хайп, фейк або соціальна допомога військовим та їх сім’ям 112
- Китай закручує "рідкоземельну гайку". Як Україні скористатися своїм шансом? 101
- За фасадом новобудови: як виявити ризики перед купівлею 100
-
Чому тепер Зеленський має козирі у переговорах, а у Трампа карти такі собі
Думка 10871
-
Зрадник Сальдо отримав підозру за заволодіння Херсонською нафтоперевалкою
Бізнес 8768
-
Скільки коштує стати блогером у 2025: реальні історії інфлюенсерок про старт, витрати та заробіток
Життя 4331
-
Парад перемоги над здоровим глуздом – Путін оголосить про "звільнення" Курщини 9 травня
Думка 3985
-
"Життя після 100 — не виняток, а нова норма": як тренд довголіття змінює наш підхід до краси
Життя 3764