Банкротство по-новому: что день грядущий нам готовит? Часть 2
Новая редакция закона "О банкротстве" значительно правовое положение кредиторов, особенно кредиторов обеспеченных
Кредитор
«И пряников, кстати, всегда не хватает на всех»
(Булат Окуджава, «Песенка о старом , больном короле»)
Изменения в правовом статусе кредиторов не столь однозначны. Некоторые изменения направлены на защиту интересов всех кредиторов, некоторые – на защиту добросовестных кредиторов от недобросовестных, а с отдельными категориями кредиторов законодатель и вовсе обошелся сурово…
1) Главный плюс для всех - процедура банкротства станет более прозрачной. Информация о возбуждении дела о банкротстве и о признании должника банкротом теперь обнародуется во всемирной паутине (на официальном сайте ВХСУ), доступ к этой информации является круглосуточным, бесплатным, неограниченным. Более прозрачной стала и процедура ликвидации.
2) Еще одним однозначным плюсом является решение законодателя относительно судьбы финансовых санкций как инструмента воздействия на собрание либо комитет кредиторов.
Не секрет, что в делах о банкротстве штрафные санкции, начисленные должнику иными из кредиторов, нередко превышают размер реального «живого долга». Искусственное раздувание штрафных санкций осуществлялось как правило при наличии негласных договоренностей должника (который эти самые огромные штрафные санкции сначала подписал в договоре, а после – признал в суде) с одним или несколькими из «дружественных» кредиторов с целью обеспечения контроля за собранием либо комитетом кредиторов.
Другой пример – штрафные санкции, начисленные органами ГНИ, которые в исключительно редких случаях подлежали реальному взысканию (по еще действующей редакции закона относятся к требованиям 6 очереди), но при этом непропорционально раздували значение этих органов в комитете кредиторов.
По новой редакции закона при определении количества голосов кредиторов с правом решающего голоса не будут учитываться суммы неустойки (штрафа, пени), моральный вред и судебные сборы.
3) Небольшим, но приятным плюсом для крупных кредиторов (25% и больше от общей суммы кредиторской задолженности) является норма об обязательном включении такого кредитора в комитет кредиторов – этим крупные кредиторы защищаются от возможного сговора против них кредиторов мелких.
4)Наиболее радикально законодатель обошелся с кредиторами обеспеченными, лишив их права голоса на собрании и в комитете кредиторов. Теперь такие кредиторы больше не являются кредиторами первой очереди, они получают удовлетворение из имущества должника вне очереди, но… только за счет залогового имущества. Также формально они должны утверждать план санации после его принятия комитетом кредиторов, но закон содержит слишком много исключений, чтобы считать эту норму обязательной.
Так, в случае не согласования обеспеченными кредиторами плана санации другие кредиторы могут принять решение о выкупе требований обеспеченных кредиторов либо о выделе залоговых вещей из имущества должника и продаже их на аукционе с целью удовлетворения требований обеспеченных кредиторов. Если же кредиторы не примут никакого решения относительно обеспеченных кредиторов, то целесообразность введения процедуры санации рассматривается и решается судом.
Немного лучше ситуация с мировым соглашением – обеспеченные кредиторы формально не участвуют в его утверждении, но без их письменного согласия мировое соглашение не передается на утверждение судом.
На первый взгляд все очень логично и правильно - а то что это за нестыковки в действующем законе, когда обеспеченные кредиторы вроде бы и не конкурсные, а наряду с конкурсными голосуют в комитете, да еще и являются кредиторами первой очереди. На самом деле все немножечко сложней, потому что легким нажатием на кнопочки парламент превратил залог из способа обеспечения обязательства за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами, в способ исполнения обязательства исключительно за счет предмета залога. Чувствуете разницу? При нормальном ведении хозяйственном деятельности, при нехватке заложенного имущества остаток требований удовлетворяется в общем порядке, чем активнейшим образом пользуются банки – залогодержатели, по новому закону при нехватке заложенного имущества залогодержатель не становится кредитором 4-й (общей) очереди на остаток требований, ему просто говорят «прощай». При подаче заявления в суд залогодержатель имеет право отказаться от обеспечения и стать конкурсным кредитором на общих основаниях, в дальнейшем течении дела о банкротстве - уже нет.
Изменения в статусе обеспеченного кредитора должны дисциплинировать банки, заставить их реально оценивать свои требования, залоги, страховки еще на момент опубликования информации о возбуждении дела о банкротстве. Банки же, которые уже участвуют в деле о банкротстве, зачастую не первый год, имея в залоге подустаревшее оборудование или того хуже – давно несуществующие товары в обороте, больше всех пострадают от данной нормы и будут лишены полностью или частично возможности удовлетворить свои требования к должнику.
(продолжение следует)
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 731
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 324
- Реформа "турботи" 239
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 109
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 6869
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5264
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4288
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3468
-
Золотий гребінець. Хто заробляє на курятині найбільше
Бізнес 2633