Stop инвестиции! Что тормозит алкогольную отрасль и ее развитие
Как должно действовать государство, чтобы добавить алкогольной отрасли инвестиционной привлекательности и уменьшить оборот нелегальной торговли.
Что такое действенный государственный контроль? Это когда субъект хозяйствования, которого контролируют, чувствует неотвратимость ответственности за нарушение установленных норм или правил, а государство при этом не тратит значительных средств на осуществление контроля за каждым отдельно взятым предприятием или предпринимателем.
Сегодня контроль за алкогольной отраслью сильно урегулирован, но не приносит результата. Потому что более 50% рынка - нелегальный оборот. Все предложения изменить эту ситуацию сводятся к дополнительным мерам проверки того, что и так уже контролируется. Есть контроль за производителем и оптовым продавцом алкоголя, однако практически отсутствует он в розничной сети и HORECA. Но не в крупных торговых сетях, а в так называемой линейной розничной сети. Туда, прежде всего, должны быть направлены меры контроля.
Коррупция в правоохранительных органах - тоже вопрос. И решаться он должен независимо от того, какую отрасль контролируют.
Ну, и главное, что следует помнить: какие бы законы по контролю не были приняты, если их не выполнять - ничего не произойдет.
"Укрспирт" - нужна ли приватизация
С уверенностью скажу, да. Государство может владеть предприятиями с двумя основными целями. Первая – финансовая. Она связана с получением прибыли на вложенный капитал. Вторая - выполнение определенной социальной миссии. Состояние дел в спиртовой отрасли известно. Ни социальной миссии, ни прибыльной это предприятие точно не несет. Дискуссия о приватизации спиртовых заводов в Украине идет с 2006 года и очень активно. Именно тогда в правительстве заявляли о приватизации части заводов. В 2008-2009 предложения по их продаже рассматривал парламент, но безрезультатно, а уже в начале 2011 тогдашний концерн «Укрспирт» внесли в список объектов, не подлежащих приватизации.
В январе 2012 Верховная Рада приняла Закон об исключении из перечня объектов, не подлежащих приватизации, имущественных комплексов предприятий, производящих спирт, вина и ликероводочные изделия. Однако дальнейших решений в этом направлении не было.
В течение всех этих 10 с большим лет принимались, но так и не реализовывались различные программы развития спиртовой отрасли: вначале - программа «Этанол – 2000», потом на 2007-2011 годы. Предлагались методы «усовершенствования» спиртовой отрасли до выхода на IPO (Initial Public Offering), то есть первую публичную продажу акций компании.
Отрасль вытягивали из кризиса, обещая наращивать экспортный потенциал, перепрофилировать производственные мощности и тому подобное. И что интересно: чем больше законопроектов о приватизации спиртовой отрасли регистрировали в парламенте, тем большие показатели объемов производства, экспорта, доходов и прочего экономического расцвета прогнозировало руководство ГП «Укрспирт», чтобы отсрочить приватизацию и оставить ситуацию, как есть. Причем все эти годы звучала фраза «вовремя продаем». За время дискуссий с 2006 по 2019 экспорт спирта сократился на 97%, объем производства - на 70%, количество предприятий, находящихся в состоянии банкротства, возросло до 32 (17 из них подлежат полной ликвидации), а производственные мощности 1950-1970 годов устарели еще на 10 лет.
Добавляет ли это инвестиционной привлекательности? Нет. Стоит ли ждать еще 10 лет в надежде на будущее процветание отрасли? Очевидно, что нет. Время принимать решения. Есть контроль за производителем и оптовым продавцом алкоголя, однако практически отсутствует контроль в розничной сети и HORECA.
Электронная акцизная марка как средство контроля
Дискуссия о необходимости введения электронной системы учета алкогольных напитков и табачных изделий продолжается уже 5 лет подряд. Ее внедрение рассматривает Государственная фискальная служба. За это время ГФС не продемонстрировала никакой реальной системы или хотя бы видения по системе будущей.
Но может ли быть применен один подход к алкогольным и табачным изделиям? Эти отрасли имеют разные проблемы, а следовательно, и подходы к их решению должны быть разными. Если для алкогольной отрасли проблема состоит в нелегальном внутреннем рынке, то для табачной, прежде всего - в нелегальном экспорте в страны ЕС.
То, что они оказались в одном законе, скорее совпадение, чем логика. В Украине так исторически сложилось, что после их перехода из госмонополии в частный сектор экономики, закон был построен по аналогии предварительного контроля Госспецмонополией, который позже, конечно, видоизменялся.
Риски для отрасли в долгосрочной перспективе
Объемы производства крепких алкогольных напитков, и водки в частности, дальше будут уменьшаться, а вот стоимость продукта (налоги, комплектующие, сырье) и, соответственно, объем рынка одновременно будут увеличиваться.
Отсюда и ключевые факторы введения двухлетнего моратория на увеличение ставок акцизного налога на алкогольные напитки:
- низкий уровень фискальной отдачи от акцизного налога с ликероводочных изделий;
- высокий уровень нелегального рынка алкогольных напитков;
- низкая покупательная способность населения.
И очень важно - выработать стратегию развития отрасли в долгосрочной перспективе. Это и акцизная политика, и вопросы контроля, и меры борьбы с нелегальным оборотом, и дерегуляция. Кроме того, важно развивать экспортный потенциал алкогольного рынка. Сегодня эти показатели, к сожалению, низкие.
Пути для уменьшения оборота нелегальной торговли
Расцвет теневого рынка связан не только с низким уровнем ответственности за преступления в сфере производства и оборота алкогольных напитков, а и с низким уровнем контроля и осознания людьми, что покупать и употреблять нелегальный алкоголь не только опасно, но и незаконно.
В прошлом году размеры штрафов за производство и реализацию нелегальных алкогольных напитков были увеличены. Это правильное решение, но его мало. Нужна еще и политическая воля контролирующих органов осуществлять проверку на регулярной основе. А для этого – беспристрастность и некоррупционность.
И здесь снова встает вопрос о необходимости преодоления в стране коррупции. 32 балла - индекс восприятия коррупции, который предоставляет Transparency International Ukraine, - плохой показатель. СБУ и Нацполиция не лишены функций борьбы с экономическими преступлениями. Давление со стороны силовиков на бизнес остается весомым. Служба финансовых расследований вместо налоговой милиции и подразделений других силовых структур до сих пор не создана.
Еще одна задача, стоящая перед нашим государством как показатель, способный влиять на уровень коррупции, - корпоратизация и приватизация госпредприятий. Демонополизация спиртовой отрасли положительно повлияла бы и на качество сырья, и на цену, и на уменьшение теневого рынка. И это правда!
Да и отношение людей к приобретению нелегальной алкогольной продукции нужно менять. Например, через социальную рекламу и разъяснительную работу со стороны государства и производителей алкогольных напитков. В обществе четко нужно формировать понимание, что покупка нелегального алкоголя – это преступление, участником которого быть нельзя, и что нелегальный продукт - это не «тот же самый, что и легальный, но дешевле». Нелегальный продукт - опасность, которая может привести даже к летальному исходу. Мы ведь не знаем, что налито в бутылку, изготовленную в подвалах или гаражах.
Устойчивое управление ставками акциза на ликероводочные изделия с одновременным принятием мер по борьбе с нелегальным оборотом создадут необходимые условия для развития отрасли и роста совокупных налоговых поступлений.
Итак, хотим ли мы усилить инвестиционную привлекательность алкогольной отрасли и сделать ее выгодной для экономики государства?
Тогда нам необходимо во-первых, сохранить существующие ставки акцизного налога на 2020 год, а во-вторых - одновременно с этим принять действенные меры контроля за оборотом алкогольных напитков, чтобы сократить их нелегальный оборот до 15% от общего уровня их потребления. И в третьих, нужно менять действующее законодательство: установить условия дистанционной торговли алкогольными напитками, урегулировать вопрос пересылки алкоголя почтой, обеспечить противодействие распространению самогоноварения для коммерческого использования, усилить контроль за конфискованными алкогольными напитками и последующим их хранением и уничтожением.
- Міцний крафт в Україні: як недосконале законодавство гальмує галузь Катерина Камишева 00:16
- Імпорт російського урану до Німеччини зріс майже 70%. Володимир Горковенко вчора о 22:07
- Чи є місце Ханукії в центрі Києва? Олег Вишняков вчора о 13:28
- Про газ для "чайників" Євген Магда вчора о 12:23
- Особливості аудиту земельних ділянок для успішної реалізації будівельних проєктів Ольга Сидорчук вчора о 11:39
- Витяг з держреєстру не є належним доказом самопредставництва в суді для юрособи Євген Морозов вчора о 09:35
- Як стати відомим адвокатом за 1 рік? Тетяна Лежух 02.01.2025 16:26
- Як українським трейдерам успішно працювати на біржі EPEX Spot Ростислав Никітенко 02.01.2025 12:29
- Синьо-жовтий прапор у Гаазі: як Україна змінює правила глобального правосуддя Дмитро Зенкін 02.01.2025 12:05
- Юридичні послуги у 2025 році: виклики, перспективи та етика професії Світлана Приймак 02.01.2025 10:00
- Стягнення на один і той самий предмет іпотеки в різні способи Євген Морозов 02.01.2025 09:48
- ПЗУ "Про ринок деревини" – найкраща робоча модель захисту вітчизняних деревообробників Юрій Дюг 02.01.2025 09:08
- Статистика 2024: Як форензик допомагає виявити фінансові злочини Артем Ковбель 02.01.2025 02:12
- О распаде (разделе, национализации) крупнейших мировых ТНК Володимир Стус 01.01.2025 22:56
- 5 причин, навіщо складати CELPIP у 2025 році? Олександра Смілянець 01.01.2025 12:25
-
Вартість електрики в Німеччині впала нижче нуля. Цей феномен трапляється дедалі частіше
Бізнес 105405
-
Кінець епохи. Що буде з мережею АЗС "Авіас"
Бізнес 87346
-
До України їдуть ракети Sea Sparrow. Що це за зброя і як для них адаптували радянські "Буки"
Технології 46177
-
"Пропускна здатність русла була майже нульова". Біля Києва розчистили річку за 11 млн
Бізнес 12853
-
У Вознесенську відновив роботу залізничний вокзал – фото
Бізнес 12436