Об экономике, погоде и чиновничьих хотелках
Говорят, что метеорологи никогда не ошибаются. Они могут лишь неправильно назвать дату и место. Похоже, отечественное правительство последовательно отстаивает те же подходы к планированию экономического роста и, как следствие, бюджетных поступлений.
Говорят, что метеорологи никогда не ошибаются. Они могутлишь неправильно назвать дату и место. Похоже, отечественное правительствопоследовательно отстаивает те же подходы к планированию экономического роста и,как следствие, бюджетных поступлений. Впрочем, от метеорологов население особоничего и не ждет. В очередной раз ошиблись – народ в очередной раз посмеялся.Что касается ошибок правительственных, то последствия этих ошибок более чемопасны.
Каким образом происходит планирование в стране? Думаете,идет оценка мировых тенденций, изучаются перспективы отраслей, наличие трудовыхрезервов, технологические новшества? Не правильно. Сидит какой-нибудь министрили зам. министра, ответственный за то, чтобы склепать документ под названием«бюджет». Берет расходную часть, тут все более-менее понятно, складываетбюджетные и социальные выплаты, деньги на распил с деребаном и получает нужнуюцифру бюджетных расходов на следующий год. Следующий пункт в программе – подрасходы бюджета нужно склепать доходы. Не получается. Ни с нулевым ростомэкономики, ни даже с однопроцентным. Так что слегонца подумав, этот министрпишет в бюджете: рост экономики планируется на уровне 3% в год, а стоимостьдоллара 8,2 гривны. И все становится на свои места. Ну, не слишком на свои,дефицит бюджета все-таки остается ну на то он и дефицит, чтобы придуматькакое-то более-менее разумное объяснение источников его финансирования.
Вот только реальность такова, что записав в проекте бюджетаабсолютно нереальные цифры в части роста экономики и, как следствия, наполнениябюджета, наш министр или его заместитель, разницы никакой, а приори обязуетсвоих коллег из Министерства налогов и сборов: «А обеспечьте мне, господа,нужные объемы поступлений!» По крупному счету МНС в данном случае становитсязаложником ситуации – других механизмов, кроме давления на бизнес у него неостается.
Результатом такой цепочки «планирование - исполнение»становится сворачивание бизнеса до уровня самоподдержания «до лучших времен».Как следствие вместо роста экономики даже в тех отраслях, где он теоретическимог бы и быть – получаем по факту падение ВВП, падение поступлений в бюджет иновые наезде МНС на бизнес. Все – круг замкнулся. И выхода из этого порочногокруга не видно в принципе.
Ну не может страна, более половины ВВП которой идет наэкспорт, позволить себе любое планирование роста экономики. Поскольку такаястрана практически полностью зависима от мировой конъюнктуры цен и спроса. Длясравнения наиболее мощная экономика мира на 90% работающая на внутренний рынок,экономика США не позволяет себе «планировать» рост экономики или бюджетныхпоступлений. О том, что США могут позволить себе практически любой дефицитбюджета – просто умалчиваю. Тем же китайцам просто нет иной возможности длясохранения своих валютных запасов, как финансирование дефицита американскогобюджета. Под копеечные проценты.
Но вернемся к «планированию» роста экономики. Все приличныестраны занимаются лишь прогнозированием экономических тенденций. Все приличныестраны, коль прогнозы не сбываются, позволяют себе проводить секвестр бюджета –и никого этим особо не удивишь. Поскольку, коль денег не хватает, тоединственное, что может сделать разумный хозяйственник - это сократить расходы,а не находить новые способы и формы давления на бизнес.
Как бы ни плохи были прогнозы Гидрометцентра, но, славабогу, они все-таки прогнозируют, а не планируют погоду. Отечественные чиновникиеще понимают, что погода находится за пределами их возможности ею управлять.Очень бы хотелось, чтобы до них, наконец, дошло, что экономика так жеобъективна и находится вне сферы чьих-то хотелок…
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 731
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 302
- Реформа "турботи" 239
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 106
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 7764
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 6324
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5178
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4257
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3288