Принять нельзя отложить
Очень многим, кто долгое время работал в сфере госзакупок, переход на систему электронных торгов невыгоден. По оценкам экспертов, непрозрачными в Украине остаются 75% всех закупок.
В середине июля парламент так и не смог принять Законопроектоб электронных закупках, который должен был изменить механизм госзакупок вУкраине и перевести их на электронные площадки. Депутатам не хватило голосов.Это означает, что реформа государственных закупок, которая должна сломатьгодами сложившийся бюрократический механизм, в Украине начнется в лучшем случаечерез год.
Сегодня на электронных площадках можно проводить толькотак называемые допороговые закупки: товаров на сумму до 100 тыс. грн, работ иуслуг до 1 млн грн. Но, собственно решение, проводить тендер на электронныхплощадках или по традиционной процедуре, предприятие принимает самостоятельно. Какпоказывает практика, намного проще соблюдать годами сложившиеся традиции иподпитывать коррупцию в госструктурах. Именно поэтому, добровольно становиться открытымихотят очень немногие.
Для того чтобы изменить ситуацию, нужен закон,который должен установить единые правила игры для всех. В документе должны бытьпрописаны требования к площадкам и к участникам торгов, а также детальнорасписана процедура проведения тендера: каким образом будет осуществлятьсярегистрация поставщиков, какие документы необходимо предоставлять поставщикамдля участия в тендере, какие критерии отбора поставщиков и как определятьпобедителя. Если этого не сделать, то тендеры в Украине и дальше будутпроходить в полулюбительском виде: если госкомпания захочет, она проведет тендерна электронной площадке, если не захочет – не проведет. Сейчас мы наблюдаем,что небольшие закупки, которые не затрагивают чьих-либо интересов, госструктурыпроводят открыто. Но если речь идет о масштабных тендерах, то госпредприятия,как и раньше, предпочитают все делать тихо. Они продолжают следовать процедурам,которые породили все те схемы в бюрократической машине и которые позволяют нерадивымчиновникам разворовывать ежегодно до 50 млрд. грн. Если закон не будет принят,тогда все эти схемы продолжат жить.
Уже сейчас очевидно, что очень многим, кто долгое времяработал в сфере госзакупок, переход на систему электронных торгов невыгоден. Пооценкам экспертов, непрозрачными в Украине остаются 75% всех закупок. Поэтому антилоббив этой сфере огромное. С одной стороны, публичных противников перехода наэлектронные госзакупки, вроде, как и нет. Но с другой стороны, эти антилоббистыделают все возможное, чтобы многострадальный Законопроект так и не был принят.
Непринятие Закона также препятствует сближениюУкраины и ЕС. Перевод госзакупок в электронный формат — одно из условий Соглашенияоб Ассоциации с ЕС. В Европе такая практика существует уже давно, поэтому Украине,которая пока находится на пути к европейской интеграции, необходимо, какминимум, адаптировать свое законодательство по электронным торгам в соответствиес директивами Евросоюза и полностью перейти на электронные тендеры до 2018года. Грузия, Болгария, Португалия, которые уже перешли на системуэлектронных закупок, заявляли об экономии расходов на ведение тендеров науровне 20-40%.
Сломать существующую систему госзакупок черезколено одним махом не получится. Иначе мы получим еще один проваленныйзаконопроект: наши противники и оппоненты начнут искать миллионов аргументов,почему эта система неэффективна и почему она не будет работать так, какзадумано. Например, сейчас одна из наиболее критикуемых возможных норм — отборпокупателя по одному критерию — цене. Цена не должна быть ключевым фактором привыборе победителя. Например, если продавец выставит на продажу телефонстоимостью $500 за 1 гривну, он выиграет. Но ни у кого не возникает вопроса,как можно продать телефон стоимостью $500 за 1 грн?
В будущемзаконе необходимо скрупулезно выписать критерии отбора победителей, а такжедать заказчику возможность самому выставлять требования к поставщику. Например,формировать техзадание, перечень необходимых для участия документов, стандартыкачества поставляемой им продукции/предоставляемых услуг, региональнуюпринадлежность.
Такое разделение значительно облегчит и ускоритторги. В отдельных случаях, критерии отбора могут утверждаться на уровнеминистерств. Например, когда госпредприятие имеет ограниченный пул поставщиков,который физически не может быть расширен. Это нивелирует угрозу срыва торгов иограничивает доступ к ним «случайных» компаний.
Необходимо прописать и кто будет курировать закупкина уровне государства. Главная задача такой структуры — курировать внедрениеэлектронных закупок в государственном секторе. Причем параллельно необходимнеусыпный контроль со стороны общественности и бизнеса. Только так удастсясоблюсти принцип открытости.
Сегодня в Украине объединению «ProZorro» оченьтяжело бороться против сложившейся за долгие годы непрозрачной системы и «тендерной мафии». Ношаг за шагом мы должны идти к своей цели. Необходимо постепенно переводитьгоспредприятия на обязательный электронный формат проведения всех торгов, приучаяих к прозрачности.
В сентябре депутаты должны вернуться к работе надзаконопроектом: его нужно доработать и заново зарегистрировать для голосования всессионном зале. Нужно найти аргументы и убедить парламентариев, чтозаконопроект нужно принять, причем как можно скорее, чтобы уже с января 2016года электронные закупки осуществлялись в правовом поле.
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 731
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 312
- Реформа "турботи" 239
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 107
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 7947
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 6634
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5220
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4274
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3400