Когда в Киеве пойдет "тепленькая", или Инвестора не ждите
Конфликт между новым столичным оператором теплоснабжения "Киевтеплоэнерго" и "Нефтегазом" о заключении договора на поставки газа набирает обороты.
Конфликт между новым столичным оператором теплоснабжения «Киевтеплоэнерго» и «Нефтегазом» о заключении договора на поставки газа набирает обороты. Особую пикантность ему придает тот факт, что первый монополист принадлежит городу, а второй – государству. И если начистоту, то за ними стоят разные политические группы влияния. Их хозяева по закону жанра должны «вписаться» за своих, потому что отсутствие горячей воды летом может плавно перерасти в срыв отопительного сезона в 3-миллионной столице. А это уже проблема, которую надо решать не просто угрозами взаимной кары небесной и отключением обидчику канализации. Иначе профессиональную и политическую карьеру загубить недолго.
Так что Киев обзаводится бойлерами и с нетерпением ждет, чем закончится поединок: дебатами Кличко и Коболева на ТБ, потасовкой, новым майданом с тазиками, или стороны обретут здравый смысл и договорятся. Хотя руководству «Нефтегаза» заигрывать с киевлянами незачем: премии себе оно уже выписало и, похоже, на киевские выборы не собирается, во всяком случае на ближайшие.
Итак, что дает «Нефтегазу» право и возможность игнорировать требования киевской власти «включить газ»? В 2011 году Верховная Рада внесла изменения в закон «О теплоснабжении», в том числе в злополучную статью 22. В ней предусмотрели, что если субъекту хозяйствования передано в пользование (аренду, концессию, управление и другое) целостный имущественный комплекс по производству тепловой энергии, то он становиться правопреемником по долговым обязательствам по оплате потребленных энергоносителей, которые были у предыдущего. Договора по поставке энергоносителей заключаются только после согласования порядка погашения задолженности.
Эти изменения должны были обеспечить «преемственность» долгов, если вдруг в Украине будет нашествие желающих взять в аренду или концессию объекты теплоснабжения. По логике законодателей инвесторы в порыве будущей наживы (патриотизма? альтруизма?) могли принять на себя чужие долги без источника покрытия. Но оказалось, что власти (в этот раз столичные) сами наступили на грабли, заботливо подготовленные потенциальному концессионеру, который, впрочем, так и не пришел. Не пришел, потому что надо быть не в своем уме, чтобы брать в аренду активы предприятий водо-/теплоснабжения, регулярно находящихся на грани банкротства из-за тарифов ниже себестоимости, невыплаченных государством вовремя разницы в тарифах, льгот и субсидий, зато с долгами, штрафами и санкциями. Политики долго игнорировали эту тему, считая, что это личное дело самих предприятий.
Пока ждали, что проблема самоликвидируется, у «Киевэнерго» накопилось почти 5 млрд. долгов за газ, из них 1,2 млрд. штрафных санкций за просрочку платежей. Получается, что четверть долга искусственно создана самим государством, которое щедро раздает льготы, но не выполняет своих обязательств по их возмещению.
Но интересна и статистика. В самом «Киевэнерго» объясняют свои долги за газ массовыми неплатежами потребителей за полученные услуги. Якобы население должно им за тепло и горячую воду 3,2 млрд., бюджетные организации – 190 млн., другие потребители – 349 млн. При этом долг госбюджета по компенсации разницы в тарифах достигает 730 млн. грн., а за субсидии и льготы 307 млн.
Таким образом, дебиторка «Киевэнерго», по его же данным, превышает кредиторку больше чем на 1 миллиард. Если предположить, что тариф, хоть и убыточен, но все же хоть как-то покрывает себестоимость, то кто тогда спонсировал киевлян на этот миллиард, неужели ДТЭК? Перевожу вопрос: каким образом «Киевэнерго» смогло обеспечить предоставление услуг без источника покрытия? Ответ на него, пожалуй, смогут получить только самые упорные граждане, которые оспаривают начисленные им гигакалории.
Тем не менее, публичный компромисс для города и «Нефтегаза» нужен, и его стоит искать одновременно в юридической и политической плоскостях.
Для начала «Киевэнерго» могло бы продать оставшиеся после разделения активы. Не сдавать аварийки в аренду новому тепловику, а продать их за ненадобностью и оплатить основную часть долга. Но «Киевэнерго» уже существует только для сбора долгов с потребителей. Вот так бесславно закончилась 90-летняя история предприятия, которое несло «тепло и свет для киевлян».
Во-вторых, если у руководства «Нефтегаза» хватило компетенции и полномочий выписать себе премию на 46 млн. долларов (что приблизительно равно сумме штрафных санкций в 1,2 млрд. гривен, выставленных «Киевэнерго»), возможно, будет достаточно воли эти штрафы списать? Утопия, конечно.
В-третьих, государство обязано погасить свои долги по разнице в тарифах и субсидиях, причем оперативно, раз уж есть и его вина в этой общей долговой яме.
И злополучный закон нужно менять, иначе, как в анекдоте – с такой статьей «вы этого слоника» не продадите. Не бывает бизнеса, который захочет взять на себя чужие долги.
Самый важный урок из этой истории: заклинание про безвозмездного инвестора, который придёт и все решит за нас, не действует. Он не придёт. Вместо «пусть Они» - «пусть Мы».
- Інвестор на роздоріжжі: як українці розподіляють капітал у 2025-му році Аліна Золотар 16:18
- Борги під час війни: як правильне управління заборгованістю рятує бізнес від краху Михайло Луців 15:48
- Грантова екосистема технічного бізнесу: як вибудувати шлях від R&D до стратегій Олександра Смілянець 12:41
- "Прихисток.Робота": нова платформа, на якій переселенці можуть знайти і роботу, і житло Галина Янченко 12:36
- Компенсація за форму та спорядження: роз’яснення для військовослужбовців Юлія Кабриль вчора о 16:21
- Дует безпеки: як комплаєнс та служба безпеки захищають компанію Ігор Шевцов вчора о 12:50
- Рятівники ухилянтів v судді-викривачі. На чиєму боці Вища рада правосуддя? Лариса Гольник 28.10.2025 19:56
- Мобілізація на папері: чому український бізнес все ще живе в мирний час Дана Ярова 28.10.2025 16:05
- Чому корпоратив треба планувати вже сьогодні та скільки він коштує Олексій Куліков 28.10.2025 14:41
- Радіодиктант без єдності: чому цьогорічний текст викликав хвилю критики Христина Кухарук 27.10.2025 20:14
- Суд захистив право дитини жити з батьком: рішення Верховного Суду Юрій Бабенко 27.10.2025 17:27
- Тренди фінтеху: як технології розширюють можливості малого і середнього бізнесу Любов Даниліна 27.10.2025 14:26
- Правовий статус ембріонів в Україні: як суди визначають межі репродуктивних прав Леся Дубчак 27.10.2025 14:02
- Невдалі ідеї для першого бізнесу Олександр Висоцький 27.10.2025 13:43
- Вихід на європейські ринки: 5 помилок планування рекламних кампаній Станіслав Галандзовський 27.10.2025 12:24
- Рятівники ухилянтів v судді-викривачі. На чиєму боці Вища рада правосуддя? 261
- Радіодиктант без єдності: чому цьогорічний текст викликав хвилю критики 229
- Детінізація ринку оренди житла: як перетворити "сіру зону" на прозорий сектор 190
- Чесна конкуренція – це не лише про розбудову ринків: роздуми про політику та легітимність 106
- Суд захистив право дитини жити з батьком: рішення Верховного Суду 71
-
Трамп та Сі встановлюють нові правила. П’ять фактів про зустріч, на яку чекали шість років
50064
-
Сі й Трамп домовилися говорити – і це змінює сценарій завершення війни
Думка 6249
-
Пітятка, між’яр’я і пес Патрон: як ми писали новий текст Євгенії Кузнєцової і що в ньому побачили
Життя 5604
-
Nvidia інвестує $1 млрд у Nokia: акції фінської компанії злетіли на 26%
Бізнес 5462
-
Продавець кирок і лопат. Як Nvidia стала першою компанією з вартістю в $5 трлн
Технології 4889
