Заметки адвоката №38. Операция: «Ликвидация»
Операция: «Ликвидация» или Как ликвидировать свою компанию?
Каким образом можно максимально безболезненно избавиться от собственного бизнеса, ставшего убыточным?
«Ликвидация проблемных предприятий по всей Украине за один день!», «Быстрая ликвидация предприятий (с долгами и без)!», «Экспресс-ликвидация: поможем быстро закрыть компанию в любом состоянии», – эти и многие другие объявления с аналогичными услугами все чаще предлагают украинскому бизнесу как панацею от всех проблем. А вот практикующему юристу сразу становится понятно, что авторы объявлений явно лукавят. Что на самом деле скрывается за этими объявлениями и можно ли ликвидировать компанию за такие короткие сроки – рассмотрим в данной заметке.
По сути, в Украине существует три варианта, как можно избавиться от компании. Сразу следует отметить, что все они имеют свои достоинства, недостатки, сроки реализации, и самое главное – последствия. Рассмотрим по порядку.
ДОЛГО, ТРУДОЕМКО, ДОРОГО
Итак, первый законный способ – так называемая самоликвидация. Классический вариант, когда собственник компании принимает решение о ликвидации с соблюдением всех законодательно предусмотренных процедур: создание ликвидационной комиссии, публикация объявления в официальном издании, уведомление органов Государственной фискальной службы (ГФС) и других органов, выявление кредиторов и дебиторов, проведение инвентаризации, оценка имущества предприятия и т.п.
При этом самый сложный и непредсказуемый этап указанного варианта – прохождение проверок со стороны контролирующих органов. А если последние, к тому же, сделают доначисления по налогам и сборам, то пока долги не будут погашены – компанию не закроют. Именно поэтому данная ликвидационная процедура очень трудоемкая, требует больших затрат времени, финансов, и не гарантирует результат. Тем не менее, если в итоге компания будет ликвидирована, то уже точно никто не сможет задать каких-либо вопросов, связанных с ее финансово-хозяйственной деятельностью, а тем более привлечь кого-либо к ответственности. Срок ликвидации компании при таком порядке составляет от трех месяцев.
Второй способ – банкротство. В отличие от первого варианта, данная процедура регулируется отдельным законом и проходит исключительно в судебном порядке; требует специальных знаний, а также необходимого набора инструментов: стойкой финансовой неплатежеспособности, бесспорности кредиторских требований и задолженности не менее 300 минимальных заработных плат. Обязательно добавьте сюда наличие подконтрольного кредитора и опытного арбитражного управляющего, услуги которого обойдутся как минимум в двукратном размере минимальной заработной платы в месяц.
С учетом того, что процедура банкротства в среднем продолжается 1,5 года – нетрудно подсчитать, во сколько выльются прямые затраты на процесс. К слову, процедура банкротства – не самый быстрый, и не самый дешевый вариант ликвидации, но является очень удобным механизмом, когда необходимо, например:
а) окончательно избавиться от несговорчивых кредиторов (банков, поставщиков, и т.д.);
б) заморозить либо рассрочить расчеты с контрагентами (путем введения моратория); или
в) ликвидировать компанию с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГР) не «своими» руками, а посредством суда.
Третий и последний способ «ликвидации» – это тот самый популярный способ, о котором шла речь в самом начале данной заметки. Обычно в пакет таких услуг входит: продажа корпоративных прав со сменой собственников, органов управления (директора, дирекции), местонахождения и названия компании. При этом между «старым» и «новым» руководителями подписывается акт приема-передачи печатей, штампов и, конечно же, всех учредительных и бухгалтерских документов.
ПО ЗАКОНУ: ЗА «ОДИН» ДЕНЬ
Казалось бы, дело действительно сделано за один день: документы подписаны, операция проведена по реестру, собственник компании де-юре уже не является таковым и можно вздохнуть спокойно. Но на самом деле следует понимать, что продажа или какое-либо другое отчуждение корпоративных прав не является ликвидацией компании.
Юридически предприятие продолжает существовать, оно не исключено из ЕГР, поэтому должно подавать отчетность и платить налоги. Если этого не происходит, действующее законодательство Украины обязывает органы государственной фискальной службы (ГФС) предпринять соответствующие меры: найти налогоплательщика и выставить ему штрафные санкции. Если налогоплательщика нет по месту регистрации и он не подает отчетность в течение года, у налогового органа появляется право обратиться в административный суд с исковым заявлением о прекращении деятельности такого субъекта хозяйствования с исключением его из реестра. Это, по-сути, идеальный исход для собственника, продавшего свой бизнес. Однако так бывает далеко не всегда.
Обычно параллельно с вышеописанным процессом органы ГФС, но уже в лице налоговой милиции, проводят свою проверку, по итогам которой может быть установлено, что налогоплательщик имел сомнительные операции с контрагентами, в результате которых бюджеты разных уровней недополучили соответствующие налоги и сборы. Как следствие – открытие уголовного производства, в его рамках налоговому органу дано право собирать доказательства, а также проводить гласные и негласные следственные действия.
Поэтому «бывших» директоров и собственников компании могут не только вызывать на допросы и задавать неудобные вопросы относительно периода их деятельности, но и проводить с ними другие следственные (розыскные) действия: предъявлять к опознанию, проводить обыски и осмотры, назначать экспертизы, устанавливать аудио и видео наблюдение и т.п. Кроме того, аналогичные мероприятия будут проводиться и в отношении новых собственников.
Но для того чтобы исключить контакт последних с налоговыми органами, переоформление компании осуществляется на нерезидентов. Чаще всего ими выступают иностранные студенты, которые по окончании обучения уезжают к себе на родину, и в Украину больше не возвращаются. Такой подход действительно создает массу трудностей для налоговых органов, поскольку лишает их доказательной базы: допрашивать практически некого, а изъять документы, свидетельствующие о незаконной хозяйственной деятельности, физически не представляется возможным. Как результат – крайне сложно привлечь виновных к уголовной ответственности.
Кстати, иногда сам налоговый орган толкает налогоплательщика на продажу компании в таком порядке. Это происходит в тех случаях, когда руководитель и главный бухгалтер вызываются на допрос или для дачи каких-либо пояснений, где на них оказывается стойкое психологическое давление в стиле: «Либо вы заплатите дополнительные налоги, либо мы привлечем вас к уголовной ответственности». Оценив все «за» и «против», когда взятку давать не хочется, платить спорные налоги очень дорого, а доказывать свою правоту в суде очень долго, – собственнику ничего не остается, как «обнулить» компанию и продать корпоративные права.
Кроме того, в таких операциях следует обращать внимание на один нюанс, который практически всегда упускается налоговыми органами. Директором компании не может быть нерезидент, на которого не оформлено разрешение на трудоустройство в Украине. Несмотря на то что закон позволяет внести такого директора в ЕГР, неполучение разрешения на его трудоустройство может быть расценено как косвенный признак фиктивности данной сделки.
Иногда, чтобы избежать подозрения в фиктивности продажи компании, бывший собственник еще несколько месяцев подает в налоговые органы пустые отчеты и платит минимальные налоги. Однако в данном случае следует понимать, что налоговая милиция может отследить IP-адрес отправителя (плательщика) и прийти по нему не с проверкой, а уже с обыском, со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.
Получается, избавиться от компании действительно можно и за один день, но это ни в коем случае не является ликвидацией компании, и не гарантирует ее собственнику спокойствия и дальнейшей безопасности.
ИСТОЧНИК: FORBES УКРАИНА (FORBES.NET.UA), 30.11.2016 г.
- Дніпровська міська рада передала в оренду частину землі лісового фонду під забудову Павло Васильєв 13:42
- Дисциплінарна справа проти суддів: порушення строків судочинства Павло Васильєв вчора о 19:28
- Сертифікат ТПП: чи була форс-мажорна обставина?! Світлана Приймак вчора о 15:31
- Діти з інтернатів після евакуації: повернення в нікуди Юлія Конотопцева вчора о 15:17
- Стійкість, яка допомагає жити: як України долає виклики та підтримує ментальне здоров’я Галина Скіпальська вчора о 14:40
- Нова концепція енергії: чому ми втомлюємося, навіть коли відпочиваємо? Наталія Растегаєва вчора о 13:16
- Нейро-коучинг: як змінити мислення та приймати ефективні рішення Катерина Мілютенко вчора о 02:29
- Виклик для Європи і світу: підсумки Мюнхенської безпекової конференції Ніна Левчук 20.02.2025 17:03
- Відомчий житловий фонд: минуле чи прихована реальність Аліна Москаленко 20.02.2025 15:32
- Практика розгляду справ про хабарництво: ВАКС vs місцеві суди Іван Костюк 20.02.2025 13:30
- Про що Україні говорити з європейськими країнами в плані безпекової компоненти Олександр Калініченко 20.02.2025 11:23
- Гра на виживання України: Трамп за чи проти Путіна?! Дмитро Зенкін 20.02.2025 09:00
- "Закон і порядок" на крайньому заході України Євген Магда 19.02.2025 15:47
- Що чекає на ринок пасажирських автобусних перевезень у 2025 році Альона Векліч 19.02.2025 14:49
- Як соцмережі змінюють бізнес Ірина Кононенко 19.02.2025 14:13
- Тримати зв’язок: як підтримати людей на тимчасово окупованій території 208
- Завершення приватизації Укрспирту. ЄМК. Придбання прав вимоги до боржника 206
- "Закон і порядок" на крайньому заході України 201
- Ініціативи для підтримки дівчат та жінок в Україні 2025 року 73
- Відомчий житловий фонд: минуле чи прихована реальність 70
-
Ексглава Укрспецекспорту відмивав гроші через Францію: НАБУ оголосило підозру
Бізнес 2827
-
Латвія закупила в Росії зброю майже на 800 000 євро. Це рекорд
Бізнес 2264
-
"Рахувати кожну копійку". Гетманцев закликав до жорсткої фінансової політики в Україні
Фінанси 1983
-
Розуміє Україну, чує Європу. Що потрібно знати про Келлога та його роль у переговорах
1792
-
З Фонду національного добробуту РФ зникло понад 100 тонн золота
Фінанси 1701