Экономические ожидания в условиях войны
На самом деле, не обязательно знать и не к месту употреблять много экономической терминологии, чтобы описать состояние экономики.
На самом деле, не обязательно знать и не к месту употреблять много экономической терминологии, чтобы описать состояние экономики. Более того, однажды даже доктор экономики задаст вам такой простецкий вопрос «как думаешь, что нас ждет?» и вы начнете отвечать без всякой зауми – так, как вы чувствуете.
Не доктор, конечно, но достаточно образованный человек задал мне этот простой вопрос. И я ответил на него, прежде всего, себе.
Итак, что я вижу сейчас и чего я ожидаю в будущем.
Экономика в кризисе и, прежде всего, речь идет о государственных финансах. Фискальный разрыв, то есть недостающие бюджету деньги, равны сумме почти в 300 млрд грн, тогда как вся его доходная часть составляет около 400 млрд. Это катастрофа. Рост ВВП в 2013 году составил 0 (ноль). Индекс промпроизводства минус 4,3%. Бизнес весь минувший год переплачивал налоги по требованию правительства Азарова, это значит, что в ближайшее время налоги поступать в бюджет не будут. Госдолг превысил 52% ВВП при допустимых 35%, хотя и это много. Один Укравтодор должен 37 млрд грн, при этом умудрившись так запустить дороги, что 90% из них не пригодны даже для ходьбы. Золотовалютные резервы упали за три года в два раза до 15,5 млрд долл. Курс гривны к доллару обвалился с 8 до 11, так что резервы будут таять и дальше.
В общем, самое время умирать. А прогноз премьер-министра Яценюка только добавляет пессимизма – в 2014 году инфляция составит 14%, ВВП – минус 3%. Зная, что статистика врет, будем считать Яценюка еще большим оптимистом. Но и я оптимист тоже.
Этот оптимизм основан на том, что правительство сразу же начало сокращать расходы. Это именно то, чего не хотело делать почти ни одно правительство Украины. Под сокращением расходов подразумевается и увольнение тысяч госслужащих. Пока нет данных, что с ними будет, но, если отставить в стороны все сантименты, это давно нужно было сделать.
В правительстве далеко не все на своем месте, но на уровне госкомитетов и агентств можно найти новые имена, в основном, это уже состоявшиеся молодые люди, которые, прежде всего, знают, что делать и хотят это сделать. По моим данным, перед ними еще не ставилась задача задобрить избирателей накануне президентских выборов. И это что-то новое для нас: никаких шаровых выплат и никакой гречки.
Наконец, международные финансовые организации и ряд стран заявили о выделении Украине материальной помощи. Мы ожидаем кредита МВФ и поддержки со стороны США – Конгресс уже проголосовал за выделение более 1 млрд долл. Эти средства не только помогут Украине не дойти до дефолта, а и дают сигнал инвесторам о том, что с нашей страной можно иметь дело.
При этом, несомненно, деловая активность пойдет на спад, как только люди начнут тратить свои сбережения, но покупать они будут только условные товары первой необходимости.
Главная угроза, исходящая от России, сохранится еще долго. Не исключено, что Путин еще раз перекроет свои границы для нашего экспорта, использует как оружие газ и прочее. Но для нас это и наказание, и хороший пинок под зад, чтобы мы переориентировались на другие рынки. Русские «братья», несомненно, сейчас скажут, что Украина кормится с руки американцев, но нам не следует реагировать на эти заявления, так как жертвы, приносимые нами за дружбу с США и Европой, продлевают нашу жизнь, как независимой и успешной страны, а за «помощь» России в виде зеленых человечков мы жертвуем территориями и своими гражданами.
Единственное, чего Украина не перенесет – это еще один внешнеполитический разворот на 180 градусов. В остальном наши ожидания вполне могут быть оптимистичными. Даже в условиях военной угрозы.
- Інформаційна безпека бренду: практичний протокол захисту від фейків і дипфейків Альона Карпінська 13:16
- Реабілітація після блефаропластики: коли панікувати не треба, а коли – негайно до лікаря Дмитро Березовський 10:49
- AI-апокаліпсис, якого не буде Олександр Бутко вчора о 23:00
- Soft Power та культурна дипломатія через системні міжнародні проєкти Ванда Орлова вчора о 15:30
- Пастка автономності: чому власна генерація приносить збитки Ростислав Никітенко вчора о 09:22
- Обшук без паніки: алгоритм дій, який захищає більше, ніж мовчання Вадим Графський 08.02.2026 20:17
- Від івентності до інституційності: як українська культура потребує системи Ванда Орлова 08.02.2026 15:30
- Добре, поки все добре. Чому шлюбний договір – це не про розлучення Надія Вороницька 07.02.2026 17:11
- Пастка "голодного художника": Чому інвестиції в "зручне" мистецтво не приносять дивідендів Ванда Орлова 07.02.2026 15:30
- Перевірка нерухомості перед купівлею та де найчастіше "ламається" угода Вадим Графський 07.02.2026 10:36
- Як перевести прощання зі співробітником із площини емоцій у цифри Олександр Висоцький 07.02.2026 09:09
- Автоматичні штрафи за квоти: об’єктивна відповідальність бізнесу в дії Олександр Рось 06.02.2026 18:06
- Чому український бізнес боїться культури більше, ніж фінансових ризиків Ванда Орлова 06.02.2026 15:30
- ВП ВС вдруге розглянула питання 10-відсоткового ліміту в публічних закупівлях Віталій Булат 06.02.2026 14:38
- Ототожнення адвоката з клієнтом в Україні: "кейс Шевчука" та міжнародний контекст Олексій Шевчук 06.02.2026 11:13
- Європейський Союз та Україна: від економічної інтеграції до безпекового партнерства 332
- Вплив аудитів Рахункової палати на управління Програмою медичних гарантій 304
- ВП ВС вдруге розглянула питання 10-відсоткового ліміту в публічних закупівлях 217
- Медіаграмотність і глибока стурбованість: розбір без ілюзій 186
- Стандарти доказування у справах про адміністративні правопорушення: аналіз практики 152
-
Київстар і Vodafone хочуть об’єднати вежовий бізнес. lifecell проти
Бізнес 2347
-
126,7 млрд грн чистого прибутку. Який із банків заробив найбільше
Інфографіка 2164
-
Один з улюблених телеканалів Трампа заходить в Україну
Бізнес 2091
-
Ким працювати в епоху ШІ: які професії зростатимуть і з чого почати
Життя 1481
-
"Старлінк" грошей та "старлінк" війни: Ілон Маск проміняв Z-патріотів на перший трильйон
Думка 1241
