Обзор диффамационых судебных разбирательств
Кейс №9: Прецедент Каббабе или вопрос анонимности в Интернете.
Прецедент Каббабе: суд обязал Google предоставить данные о пользователе, оставившем негативный анонимный отзыв в Интернете
На этой неделе предлагаю ко вниманию судебное дело, которое ныне слушается в Федеральном суде Австралии. Хоть окончательное решение по этому делу еще не принято, тем не менее, принятое процессуальное решение суда впечатлило все мировое юридическое сообщество.
Спойлер: оставить отзыв «анонимно» - еще не гарантия освобождение от ответственности
Предыстория:
Австралиец Мэтью Каббабе довольно давно и успешно работает стоматологом-хирургом в Мельбурне. Следуя всем трендам рекламы, он, конечно, создал аккаунт в Google с тем, чтобы рекламировать свои услуги и дабы большее количество потенциальных клиентов знало о нем и обращалось к нему.
Google аккаунт г-на Кеббабе был пресыщен положительными отзывами: довольные пациенты то и дело писали благодарственные комментарии и оставляли положительные отклики.
Тем не менее, в ряды положительных откликов затесался и один-единственный негативный комментарий пользователя под ником «CBsm 23». Этот пользователь порекомендовал всем «держаться подальше» от этого доктора, объяснив это тем, что лечение не дало результата, процедуры были «некомфортными», и визит к Кеббабе оценил как «пустую трату времени».
Возмущенный доктор обратился в Google с соответствующей жалобой на этот отзыв, т.к. он написан «безличностно», и вполне вероятно - этот человек и вовсе не приходил к нему на лечение, а сам комментарий написан конкурентом или просто недоброжелателем.
Google отклонил жалобу Кеббабе, сославшись на то, что нет «достаточных фактов и аргументов» для проведения проверки и удаления комментария.
Кеббабе не смирился с этой ситуацией, и в начале этого года обратился в суд с соответствующим заявлением ( в рамках доискового производства), в котором попросил обеспечить доказательства путем истребования у компании Google данных для идентификации CBsm 23, в частности, любые имена, телефонные номера, IP-адреса и данные о местоположении этого пользователя.
Процедурное решение суда первой инстанции
Федеральный суд Австралии согласился с доводами истца о том, что единственный негативный отзыв оказал сильное влияние на бизнес дантиста по отбеливанию зубов и на его жизнь в целом. Так, истец убедил суд, что негативный комментарий молниеносно уменьшил поток клиентов, у него резко снизились как телефонные звонки потенциальных клиентов, так и реальные визиты.
Соответственно, суд счел необходимым истребование личных данных анонима для правильного установления личности надлежащего ответчика, и предъявления ему иска.
В феврале 2020 года определение австралийского суда направлены компанию Google, главный офис которой находится в городе Маунтин-Вью, Калифорния, заказным международным отправлением с уведомлением о вручении.
Отмечу, что у Google нет другого выхода, кроме как дать истребуемые данные суду в Австралии, поскольку и США, и Австралия, подписали Гаагскую конвенцию, а значит – обязаны в рамках международного сотрудничества исполнить решение иностранного суда.
По состоянию на сегодня судебное дело еще слушается; данных о принятом решении в этом деле в открытых источниках нет; компания Google отказалась от комментариев до момента вынесения судебного решения.
Интересным представляется дальнейшее развитие событие, в том числе – после подачи иска к разоблаченному анониму, о чем обязательно напишу, как только будет такая информация.
*** Резюме***
Этот кейс примечателен тем, что несмотря на отсутствие в нем еще окончательного решения по сути, он уже является прецедентом: впервые такого технологического гиганта, как Google, обязали рассекретить личные данные пользователя по, казалось бы, «пустяковому вопросу» - обнародование негативного отзыва.
Фактически, австралийский суд дал «зеленый свет» в реализации новой тактики истцов по поиску негативных комментаторов в Интернете. В свою очередь, такой метод может быть опробован и в современных украинских реалиях, даже несмотря на уйму процессуальных преград в виде «соблюдения правил международного сотрудничества» и чрезвычайно длительный процесс вручения международного запроса.
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак вчора о 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш вчора о 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський вчора о 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 235
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 152
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 98
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 79
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 76
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 21374
-
121 мільйон на демонтаж: у Києві знесуть цех "Більшовика" для завершення розв’язки
Життя 5290
-
Новий "дизельгейт": у Британії почався суд над найбільшими у світі автовиробниками
Бізнес 4464
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 4396
-
Індія запропонує США компромісну пропозицію щодо російської нафти – Bloomberg
Фінанси 3731