Гримасы второго тура, или Сферический конь в вакууме
президентская кампания
Третий тур голосования. Избрание папы снова не состоялось. Кардинал Мортати начал молиться о чуде. Боже, пришли же кандидатов! Куда они подевались? Отсутствие одного кандидата Мортати мог бы понять. Но чтобы все четверо? Выбора не было.
Дэн Браун, «Ангелы и демоны»
Оговорюсь сразу: все сказанное мной ниже является сугубо моим личным мнением и не претендует ни на что более. Эта колонка также не основана ни на одном из разнообразных рейтингов и опросов. Прежде всего, потому, что я слишком хорошо знаю, каким образом (и за какие суммы) в их подавляющем большинстве появляются нужные цифры, которые потом выносятся на знамена партий, блоков и кандидатов-самовыдвиженцев.
Черт побери, если сама замглавы Секретариата Президента Марина Ставнийчук официально заявляет, что рейтинги Ющенко занижаются искусственно — то куда уж дальше. Вот и мы не будем им, рейтингам, верить. Тем паче, что до выборов еще больше трех месяцев — и поменяться еще может все, что угодно: Украина, как и все постсоветские страны, — государство достаточно непредсказуемое, и случиться может всякое.
На мой взгляд, все заявленные на сегодня кандидаты в Президенты более-менее четко делятся на три группы — назовем их "группа А" (четкие фавориты), "группа В" (второй эшелон) и "группа С" (все остальные).
"Группа А" сформирована и сформулирована давно: она состоит из двух талантливых политиков — большого, во всех смыслах, почитателя яиц, наколотых апельсинов и творчества Ахматовой Виктора Федоровича и, бесспорно, самой «працьовитой», влиятельной и сексуальной по всем рейтингам (которым мы договорились не верить) Юлии Владимировны. Тут все ясно: кандидаты с бешеной силой рвут друг у друга весьма предварительные проценты, и кто из них вырвет из соперника последний, самый нужный, до сих пор неведомо никому.
"Группа В" — интересная. Однозначно я бы отнес в эту группу лишь двух персон. Стартовавший сильно раньше времени Арсений Петрович — любитель камуфляжа и жутковатых расцветок собственной физиономии, и Сергей Леонидович — банкир из бывших, и бывший же начальник штаба при основном, по мнению Кучмы, кандидате прошлого выборного сезона.
Арсений Петрович — человек явно молодой, и множество шансов у него еще будет — не в этот раз, так в следующий, если, конечно, он научится выбирать себе в имиджмейкеры не откровенных дальтоников.
Сергей Леонидович, окажись монарший выбор Леонида Даниловича в 2004 году другим, напротив, уже сейчас мог бы смело досиживать свою первую президентскую каденцию, — сложно спорить, что доля протестного электората «лишь бы не Янукович» на выборах-2004 была чрезвычайно высокой. (Хотя и меньшей, чем на грядущих в январе, но об этом чуть ниже.)
Но стоит отметить, что здесь же, на грани между "группой В" и "группой С", балансируют еще два кандидата. Это почетный спикер нашей Рады Владимир Михайлович и собирающий с миру по нитке на свое президентство полковник запаса Анатолий Степанович. В какой из групп — "В" или "С" — они в конце концов окажутся в результате кампании предсказать сложно.
Владимир Михайлович всегда больше ориентировался на местные выборы, где у него есть не очень большая, но очень стабильная поддержка региональных чиновников, политиков и бизнесменов, и президентская кампания ему, видимо, нужна постольку-поскольку. Из серии, чтоб не забыли, кто у нас должен быть спикером, и у кого именно должна оставаться в парламенте "золотая акция". Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что лишь два кандидата из списка — Юлия Владимировна и, собственно, Владимир Михайлович — имеют законное право начать исполнять обязанности Президента (стать и.о.), случись что.
Анатолий Степанович, как уверенный министр обороны аж в трех разных Кабминах, эту самую оборону занял наглухо, и сдавать ее не намерен — даже премьер отменила свое решение собрать по гривне у народа, так как, похоже, просчитала, что ни к чему пастись на электоральном поле Гриценко, рекламируя его лишний раз. Лозунг «Первый непроходной», конечно, будит у нашего сострадательного народа жалость к обиженным, но он же, думаю, и сыграет свою злосчастную роль в день голосования — дескать, ну, непроходной, так чего уж...
В "группе С" барахтаются все остальные кандидаты без каких-либо шансов перейти в какую-либо верхнюю лигу — от Богословской («я переможу — вона вiдпочине») до странного кандидата Рябоконя, который умудрился обойти всех остальных хотя бы в сроках подачи документов в ЦИК. Ну хоть так...
Здесь же, в третьей группе, к сожалению или к счастью, находится и нынешний Президент Украины Виктор Андреевич. Мы, конечно, слышали и слова Ставнийчук о его заниженном рейтинге, и даже помним пример соседней России образца 1996 года, когда за несколько месяцев рейтинг Ельцина вырос с 3 процентов до почти 54-х, с помощью кампании «Голосуй сердцем», тогда еще нешунтированным. Однако надо признать, что, во-первых, Ющенко не Ельцин, а во-вторых, в его окружении в упор не наблюдается тех, кто эту победу мог бы каким-то чудом сотворить — скорее, наоборот.
Хотя чудеса случаются.
Не случайно второе название этой колонки — «сферический конь в вакууме».
Давайте предположим, что дальше будет идти стандартная предвыборная борьба, в меру грязная, в меру провокационная, но!.. — без массовых акций протеста, майданов, захватов ЦИК, введений президентского правления, внешних агрессий в Украину и прочая, и прочая. Ну может же теоретически случиться подобное чудо? Может!
А вот теперь начинается самое интересное. Давайте представим себе еще одно чудо. Что во второй тур президентской кампании выходит только один кандидат из "группы А", а не оба...
Самое поразительное, что во втором туре он (или она) практически наверняка проиграет абсолютно любому из четырех кандидатов "группы В" — неважно, двух "основных" или двух "запасных".
Парадокс этих выборов Украины, мне кажется, заключается именно в том, что несмотря на наличие огромного влияния и, чего уж там, огромных финансовых ресурсов и у Юлии Владимировны, и у Виктора Федоровича, людей, которым оба они стали поперек горла, куда больше, чем их сторонников. Да, голосование в первом туре, уверен, будет строиться именно всё по тому же принципу «лучше уж «вона», чем «вiн»» и наоборот. Может, уже и в первом туре больше людей проголосовало бы за кого-то из "группы В", если б не уверенность многих, что «все уже решено».
Но вот во втором туре, если, повторяю, каким-то чудом в него прорвется кто угодно из второй группы, то совершенно неважно кто достанется ему в соперники — и Тимошенко, и Януковичу, кто бы там ни оказался, придется крайне несладко — поскольку протестный голос станет решающим.
Таким образом, каждому из "группы А", кроме того, что придется бороться за выход во второй тур самому, нужно думать еще и о том, чтобы его соперником по второму туру оказался именно и только ненавистный партнер по "группе А", поскольку исключительно в этом случае у него (нее) сохраняется высокая вероятность стать Президентом. Если же кто-либо из них умудрится разорвать соперника уже в первом туре, такая вероятность стремительным образом снижается, чтоб не сказать, становится призрачной.
Шансов на это, конечно, совсем немного — слишком уж много «если» я попытался предусмотреть.Однако, как я уже сказал, Украина — страна непредсказуемая и сильно базирующаяся на допущениях...
Сферический конь в вакууме.
- Американські спонсори російського тероризму Володимир Горковенко вчора о 23:52
- Китайські електрокари та регуляторна політика ЄС: чи є шанс у Європи вийти з кризи? Олексій Гнатенко вчора о 12:47
- Перший президент США, який вступить на посаду із судимістю Світлана Приймак 10.01.2025 17:36
- Советы по обжалованию штрафов за отсутствие военного документа Віра Тарасенко 10.01.2025 17:16
- Три покарання за одне порушення – це абсурд. Маємо залишити одне адекватне Галина Янченко 10.01.2025 16:03
- Колективний договір як гарант трудових прав: практика, виклики, і закордонний досвід Дмитро Зенкін 10.01.2025 15:18
- Фактична перевірка податковою і місце її проведення Леся Дубчак 10.01.2025 13:57
- Про пенсії і справедливість… Андрій Павловський 10.01.2025 12:44
- 50% піратських сервісів – російські. Яку загрозу це становить для українців? В’ячеслав Мієнко 10.01.2025 10:00
- Нові правила ліцензування у 2025 році: що зміниться для бізнесу? Юлія Мороз 10.01.2025 09:49
- Як ірландський досвід (не)резонує українську драму Ірина Голіздра 09.01.2025 16:38
- Опіка над майном безвісно відсутніх осіб: як законодавчі зміни змінюють реальність? Світлана Приймак 09.01.2025 14:21
- Інновація у збереженні енергії в епоху ВДЕ Олексій Гнатенко 09.01.2025 11:37
- Міжнародна енергетична співпраця: виклики, можливості та юридичні аспекти Ростислав Никітенко 09.01.2025 11:36
- Як змінити систему, що закриває очі на насильство? Механізм захисту дітей у закладах Микола Литвиненко 08.01.2025 16:43
-
"Це будуть великі гроші". Шмигаль пояснив, чому не можна зупинити транзит нафти з РФ
Бізнес 21358
-
Після дронів. Яка зброя може переламати ситуацію на фронті цього року
Думка 4367
-
Від волонтерства до бізнесу: як ветлікар став партнером Нової пошти у прифронтовому місті
Бізнес 4276
-
Таки вся Одеса за це пересварилась. Що одесити думають про деколонізацію
4184
-
Біля берегів Німеччини втратив управління танкер із 99 000 тонн російської нафти
Бізнес 3435