Купили Т-54 в World of Tanks? Сканируйте паспорт и готовьтесь объяснить, откуда деньги
Закон о виртуальных активах может лишить приватности миллионы пользователей и усложняет жизнь украинским криптобизнесам. У зарубежных игроков все будет хорошо
Закон определяет виртуальный актив как объект, имеющий ценность и выраженный совокупностью данных в электронной форме. Его существование и оборотоспособность обеспечивается системой оборота виртуальных активов. Проще говоря, это что-то цифровое, имеющее стоимость и существующее в своей экосистеме. По задумке законодателя, именно так должны определяться криптовалюты.
На первый взгляд, все логично. Биткоин имеет ценность? Безусловно. Является цифровым объектом? Несомненно. Существует в своей экосистеме? Да – на блокчейне.
Чтобы криптовалюты было труднее использовать для отмывания денег, законодатель обязывает участников крипторынка деанонимизировать продавцов и покупателей криптовалюты.
Любой желающий продать или купить криптовалюту на сколько-нибудь значительную сумму должен раскрыть криптобирже/обменнику свои паспортные данные и место жительства. Биржи/обменники будут обязаны осуществлять финансовый мониторинг криптотрансакций и блокировать подозрительные сделки.
Такое регулирование означает конец приватности криптовалют и большую прозрачность крипторынка в Украине. Достаточно ожидаемое и логичное развитие рынка крипты.
Впрочем, парламентарии заложили в законе мину замедленного действия. Вспомним законодательное определение виртуального актива – что-то ценное, цифровое и существующее в своей экосистеме. Не требуется слишком глубокого анализа, чтобы понять, что под это определение попадает любой цифровой объект, стоящий денег.
Возьмем танк Т-54 из World of Tanks.
Он имеет ценность? Конечно – будьте готовы раскошелиться на 745 гривен. Он существует в цифровом виде? Понятно, что не в материальном. Существует ли он в своей экосистеме? Естественно – вы не сможете его использовать в Grand Theft Auto 5.
Получается, покупка танка попадает под финмониторинг? Готовить паспорт?
Еще пример – музыка в iTunes Store.
Цифровая? Разумеется – не на кассете и не на диске. Имеет ценность? Да, за треки нужно платить. Существует в своей экосистеме? Безусловно – попробуйте купить трек в iTunes Store и послушать его на Android-устройстве.
Так что же, теперь при покупке любого цифрового объекта нужно деанонимизироваться и быть готовым к проверке финмониторинга?
Похоже, что это не было злым умыслом законодателя. Он лишь хотел урегулировать рынок криптовалют, но не всех цифровых объектов. Будем надеяться, что новосозданный регулятор устоит перед соблазном запустить свои щупальца в игры, музыку, кино и прочие сферы цифрового искусства.
Поставщики же контента уже сейчас должны тщательно поработать над правовой позицией о том, почему они не должны подпадать под регулирование виртуальных активов.
Криптобизнесы же должны уже сейчас заняться подготовкой пакета документов для легализации в Украине. Так, закон требует получить разрешение для предоставления криптоуслуг в Украине – обменников, бирж, кошельков, трейдеров.
Чтобы его получить, криптобизнес должен подать заявителю внушительный пакет документов – обосновать безупречную деловую репутацию основателей и руководителей, раскрыть структуру собственности, а также подтвердить законность происхождения средств, за счет которых сформирован уставный капитал.
Подготовка этих документов – важная задача, к которой криптобизнесу нужно приступать уже сейчас.
Примечательно, что закон не содержит (и едва ли может содержать) эффективных механизмов принуждения к его выполнению зарубежных криптобизнесов без физического присутствия в Украине. Так, условная криптобиржа под условным названием Africrypt из условной Южной Африки (все совпадения случайны) может спокойно обслуживать украинцев, не имея представительства в Украине и не раскрывая украинскому регулятору ни структуру собственности, ни происхождение денег, финансирующих бизнес, ни биографии своего менеджмента. Едва ли украинский регулятор будет иметь действенные механизмы привлечения к ответственности криптобизнеса, зарегистрированного за рубежом. Хорошая новость состоит в том, что крупнейшие мировые криптоигроки сами работают на цивилизованных рынках и понимают, что прозрачность и легальность только повышают их капитализацию.
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я Христина Кухарук 19:13
- Як роботодавцю повернути кошти, сплачені працівнику за скасованим рішенням суду Альона Прасол 14:30
- Чому підприємці бояться виходити на новий рівень і як подолати цей бар’єр? Олександр Висоцький 14:12
- "Ситник проти України" – чи може справедливість бути упередженою? Дмитро Зенкін 12:57
- Нові правила подачі заявок на торговельні марки Сергій Барбашин 11:45
- Суд відмовив у позові до ФОП щодо псування техніки після ремонту Артур Кір’яков вчора о 19:08
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? Олег Сніцар вчора о 17:12
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори Христина Кухарук вчора о 17:03
- Мінеральна угода США та України: шанс на нову енергополітику чи дорогий експеримент? Ростислав Никітенко вчора о 15:55
- Інвестування в Україну – аналіз досвіду іноземних компаній Сильвія Красонь-Копаніаж вчора о 13:30
- Як спадкоємцю за кордоном не загубитися у правовому лабіринті Світлана Приймак вчора о 13:28
- Психологічна готовність до пластичної операції – більше, ніж "налаштування" Дмитро Березовський вчора о 12:42
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? Антон Новохатній 04.05.2025 16:55
- Відповідальність батьків за шкоду, завдану дитиною: кейс наїзду на пішохода Артур Кір’яков 03.05.2025 09:28
- Кібербезпека в руках людей: чому найслабша ланка – не код, а співробітник? Михайло Зборовський 02.05.2025 14:56
-
Зміна пріоритетів: молоде покоління радше зменшить заощадження, ніж відмовиться від хобі
Життя 10365
-
Заборонений в Україні. Хто такий Сіміон і чим його перемога у Румунії загрожує Києву
8626
-
У Чернігові демонтували пам’ятник борцям за незалежність: про що йдеться
Життя 7894
-
"Ми скорочуємо більше ніж удвічі наше виробництво", – фіндиректор Ferrexpo
Бізнес 6890
-
Розробка GTA VI дорожча за будівництво найвищого хмарочоса у світі
Життя 5166