Государственные и частные инвестиции в сферу здравоохранения
Спустя почти 2 года пандемии многие начинают любую фразу со слов “Коронавирус сильно повлиял на ...”. Так вот, коронавирус и правда повлиял на наше отношение к украинской медицине.
Когда болезнь коснулась более половины населения Украины, нас резко возмутило состояние сферы здравоохранения. Причины все те же, что и всегда: недофинансирование, коррупция и отсутствие четкой стратегии развития. Давайте рассмотрим уровень государственных и частных инвестиций в медицину.
Последние 10 лет общие расходы государственного бюджета Украины на здравоохранение составляли в среднем 4% к ВВП, в то время как ВОЗ рекомендует расходы на уровне 7% к ВВП. Такие показатели мы можем наблюдать среди развитых стран, например, Германия (8,5%), Франция (9%), Япония (9%). Собирают также данные по расходам государства на душу населения. Украина сильно отстает от европейских друзей. По последним данным ВОЗ за 2017 год Украина тратит $78 на душу населения, в то время как Франция — $3 376, Германия — $3 909. Рядом с Украиной по данному показателю стоят такие развитые соседи, как Бутан, Гондурас, Ирак, Лесото и др. Несмотря на то, что по состоянию на 2019 год расходы государства на душу населения в Украине выросли — до $120, до уровня Франции или Германии нам еще очень далеко.
Рост инвестиций в медицину Украины все таки присутствует — это факт. Однако этот рост не всегда означает повышение качества инфраструктуры в масштабах страны, т.к. эффективность инвестиций на национальном уровне выражается отношением инвестиций к ВВП. Капитальные инвестиции в здравоохранение государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития (38 стран-участниц ОЭСР: Великобритания, США, Япония и другие) составляют в среднем 0,5% к ВВП (данные по состоянию на 2017 год): Германия — 0,7%, Франция — 0,6%, Япония — 1,1%.
Показатель Украины колеблется на уровне 0,3% с 2019 года. Отношение капитальных инвестиций к ВВП показывает, насколько значима сфера для страны, а также выражает заинтересованность как государства, так и инвесторов в сфере здравоохранения. К сожалению, показатель 0,3% в Украине констатирует, что на сферу все забили. По состоянию на 2021 год Украине нужно инвестировать не 0,5% ВВП, а гораздо больше, чтобы достичь уровня стран ОЭСР. Более половины капитальных инвестиций в здравоохранение финансируется из местных бюджетов, в то время как вклад иностранных инвесторов не достигает и 1%.
Банковские кредиты и займы в структуре источников капитальных инвестиций составляют только 425 млн. грн или 5% (не включая финансирование иностранных банков). Иностранные инвесторы, вероятно, смотрят на украинскую медицину с опаской (я бы смотрел) и особо не спешат вкладывать средства — от них всего 2 млн грн были направлены в капитальные инвестиции. Несмотря на то, что Минздрав пытается заинтересовывать инвесторов, развивать государственно-частное партнерство в здравоохранении, это долгосрочная мечта.
Важность медицинского финансирования стала особо ясна после пандемии. Мы можем рассмотреть это на примере Италии. Уровень капитальных инвестиций в здравоохранение Италии (0,4% к ВВП) ниже среднего уровня стран ОЭСР, а уровень смертности от COVID-19 — наивысший. Государственные расходы на здравоохранение в стране ниже, чем рекомендует ВОЗ (7%). Государственные расходы на душу населения в Германии почти в два раза выше, чем в Италии, а уровень смертности от коронавируса, соответственно, значительно ниже.
Мы действительно стали инвестировать в медицину больше, но пока эти вложения и проекты не имеют национального значения для системы здравоохранения Украины. Чтобы приблизиться к инвестиционным показателям развитых стран и обеспечить нормальное качество жизни и здоровья населения, необходимо тратить гораздо больше и эффективнее. Пандемия 21-го века должна расставить правильные приоритеты не только в сознании политиков, но и в сознании всего общества.
- Стамбул 2.0 Василь Мокан 17:37
- Як NIS2 змінить правила гри для енерготрейдерів: кібербезпека як нова реальність Ростислав Никітенко 14:03
- Післявоєнна відбудова: вікна можливостей і як ними скористатися Дмитро Соболєв 12:54
- Реальні потреби та гранти: Як краще адаптувати допомогу до змін Юлія Конотопцева 12:13
- Розлучення без згоди іншого з подружжя: коли це можливо? Альона Пагер 08:50
- Лідерство розгортання: коли стратегія виходить за межі кабінету Жанна Кудрицька вчора о 19:06
- Як навчитися ухвалювати рішення на перемовинах? Розглядаємо на прикладі покеру Владислав Пʼявка вчора о 14:57
- Встигнути до штормів: чи готові інвестори до українських податкових гірок? Сергій Дзіс вчора о 10:40
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека Ігор Шевцов вчора о 08:54
- "Справедливість" судді Канигіної Лариса Гольник 12.05.2025 18:43
- Нові правила для енергонакопичувачів: як зміняться контракти через кіберризики з 2025 Ростислав Никітенко 12.05.2025 15:01
- Як довести вину стоматолога у суді: практика відшкодування шкоди за неякісне лікування Артур Кір’яков 12.05.2025 13:59
- Форензик як інструмент захисту, діагностики та зростання бізнесу в умовах ризиків Артем Ковбель 12.05.2025 03:29
- Вбивчі цифри: як звички й випадки скорочують життя Христина Кухарук 11.05.2025 13:54
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 10.05.2025 14:43
-
"ЗСУ знищили російську армію. Путін будував її 10 років", – генерал армії США Дуґлас Лют
24189
-
На стамбульській розтяжці – як Путін нарешті змушений зіткнутися з реальністю
Думка 17027
-
Стамбульські перемовини не принесуть результату. Ось чому
Думка 11683
-
Держава і бізнес: партнерство краще за протистояння
Думка 11062
-
"Російська весна – 2025". Як Москва посилила агресивну кампанію проти Молдови й Одещини
5420