Надо ли доверять народу?
Откуда взялся этот несчастный народ, которому кто-то пытается навязать право управлять страной?
Верховная Рада Украины приняла законопроект «О всеукраинском референдуме». Документ уже вызвал бурную реакцию в обществе и резкую критику оппозиционных партий. Камнем преткновения стала норма позволяющая менять Конституцию в обход Верховной рады.
Свое видение права народа на референдум уже традиционно демонстрирует едва ли не каждый созыв парламента. Базовый закон был принят еще в 1991 году, но его особенности практически не позволяют адекватно реализовывать волю народа, что в свое время и показали затруднения с воплощением в жизнь итогов волеизъявления 2000 года.
Правом представить свою точку зрения Партия регионов воспользовалась сразу же после победы на президентских выборах 2010 года. Народный депутат Дмитрий Шпенов предложил сначала один, а потом другой вариант законопроекта. Документ был одобрен в первом чтении в июне того же года. Потом последовали поправки, второе чтение он не прошел. Это не смутило народных избранников вернуться к полузабытому тексту и вновь поставить его на голосование. В таком виде он и был принят в целом.
Основной претензией к тексту документа остается широкая трактовка народовластия в рамках референдума. Если закон вступит в силу, украинцы получат действенное право высказываться по вопросам Конституции, территории, принятия, отмены и уточнения законов, да и в целом — по любому вопросу, не запрещенному законодательством. Опасение оппозиционных депутатов вызвало резкое сокращение полномочий парламента, что, по их мнению, может привести к узурпации власти президентом.
По мнению представителя оппозиции Юрия Ключковского, такой референдум будет безрассудным документом: «По данному закону, референдум будет явлением абсолютно манипулятивным, в стиле тех, которые когда-то проводились Гитлером, где он утверждал свои расовые законы, или тех референдумов, которые проводил Лукашенко в Беларуси или Назарбаев в Казахстане. То есть, вместо средства народного волеизъявления это станет способом, когда на народный «одобрямс» будет выноситься то, что выгодно власти».
В партии «УДАР» заявили, что закон о референдуме должен быть в списке документов, отмены которых должна добиваться оппозиция в следующем парламенте: «Очевидно, что Украине необходимо принять закон о всеукраинском референдуме, потому что именно референдум является возможностью для народа, как источника власти, влиять на принятие важных для страны решений - как на государственном, так и на региональном уровне. Но этот закон о референдуме, принятый нынешним парламентом является таким же непрофессиональным и несовершенным, как и закон о выборах».
В Партии регионов убеждены, что закон позволит власти принимать решение согласно мнению народа, а не отдельных политиков. Лидер провластной фракции Александр Ефремов заявил: «В любой цивилизованной стране в вопросах, которые касаются большей части населения, власть советуется с народом. И у нас тоже должен быть механизм, который поможет осуществлять этот процесс. И одним из таких механизмов является именно референдум, который позволит власти принимать решение, исходя из того, как высказались люди на референдуме».
Решительно поддержал новый закон и лидер общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук. По его мнению, «принятие Верховной Радой Украины Закона о всеукраинском референдуме, является первым шагом на пути реализации лозунга «Страной управляешь ты!». Ранее лидер «Украинского выбора» подчеркивал, что именно на всеукраинском референдуме следует решать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики страны, в том числе определять интеграционный выбор государства.
Если подытожить всю дискуссию вокруг референдума, то именно смена интеграционного выбора больше всего беспокоит оппозицию. А что, если вдруг народ поддержит вхождение Украины в Таможенный союз, вероятность чего весьма велика?
Что на это ответишь? Откуда взялся этот несчастный народ, которому кто-то пытается навязать право управлять страной?
- Рішенням суду з працівника (водія) стягнуто упущену вигоду Артур Кір’яков вчора о 18:25
- Чому корпоративний стиль – це більше, ніж просто форма Павло Астахов вчора о 12:09
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський 18.04.2025 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус 18.04.2025 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський 18.04.2025 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик 18.04.2025 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський 18.04.2025 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін 18.04.2025 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський 18.04.2025 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13674
-
Угода про надра не визнаватиме допомогу США боргом України – Качка
Бізнес 7443
-
"Якщо заробляємо півтори гривні – щасливі" – власник мережі АЗС
Бізнес 6758
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5199
-
Сто днів на відповідь: став остаточно зрозумілим дедлайн Трампа для Путіна
Думка 4195