В первом чтении принят Закон "о коллекторах". Анализ законопроекта № 4241
Анализ принятого 26.01.2021 года законопроекта, регулирующего деятельность коллекторских компаний и их взаимоотношения с заемщиками.
Вчера Парламентом в первом чтении был принят законопроект (№4241) о защите должников при урегулировании просроченной задолженности. Проще говоря, это закон о коллекторской деятельности. Большая часть его норм посвящена регулированию работы коллекторских фирм, способам их общения с заемщиками. На этом и предлагаю остановиться в данном обзоре.
1. Проектом дается определение коллекторской компании, а именно — юридическое лицо (в том числе, финансовое учреждение), которое в интересах кредитора в соответствие с договором с ним осуществляет «урегулирование» просроченной задолженности и включено в реестр коллекторских компаний (далее — РКП).
2. В свою очередь, урегулированием просроченной задолженности предложено считать мероприятия, направленные на погашение во внесудебном порядке задолженности заемщика, просрочившего исполнение денежного обязательства по договору о потребительском кредитовании.
3. Проект предусматривает, что кредитор не имеет права привлекать коллекторов, если условия договора о потребительском кредитовании прямо не наделяют его таким правом.
Если проект станет законом, очевидно, субъекты рынка финансовых услуг, предоставляющих кредиты, наделят себя таким правом, добавив соответствующий пункт в договор с заемщиком (который в большинстве случаев его подписывает, не читая), то есть уповать на не привлечение кредиторами коллекторов, считаю, легкомыслием.
4. Кредитор, уступивший право требования по кредиту, и/или привлекший коллекторов, обязан об этом уведомить заемщика, а уступка права требования возможна в пользу финансового учреждения, которое имеет право предоставлять кредиты и/или оказывать факторинговые услуги.
5. Относительно требований к коллекторским фирмам.
Обращают на себя внимание требования к собственникам существенного участия коллекторских фирм, предложенные законопроектом.
Так ими не могут быть:
- лица, имеющие судимость за преступления против общественной безопасности, собственности, в сфере хозяйственной, служебной, профессиональной деятельности, в сфере предоставления публичных услуг (как по мне, этот список должен быть закончен на словах «имеющее судимость», т.е. учреждать коллекторский бизнес, считаю, не должно любое, имеющее судимость лицо, независимо от вида совершенного уголовного правонарушения);
- является резидентом страны, признанной агрессором;
- чье зарегистрированное место жительство находится на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганськой областей, а также АР Крым (данную норму считаю очевидным проявлением дискриминации по признаку рождения, происхождения и места проживания, и искренне не понимаю, чем такая «прописка» учредителя коллекторской компании может навредить заемщику (получается, что основатель коллекторской фирмы может иметь непогашенную или неснятую судимость за некоторые виды преступлений, главное, чтобы его место жительства не было зарегистрировано в указанных регионах).
6. Участвовать в «урегулировании задолженности» коллекторская фирма сможет только после включения ее в РКП Национальным банком, и соответственно, не включенные в этот реестр субъекты не имеют права заниматься коллекторской деятельностью (в таком случае, логично было бы дополнить законопроект нормой о криминализации любых попыток осуществления коллекторской деятельности без прохождения предусмотренной законом процедуры регистрации, включения в РКП и т.д.).
7. Статья 24 законопроекта расписывает процедуру взаимодействия коллекторов с заемщиком, и, в частности, предусматривает, что во время первого общения представитель коллектора должен сообщить заемщику наименование кредитора и фирмы-коллектора, свои ФИО, правовые основания для общения (уступка право требования по кредиту, договор с кредитором о привлечении коллекторов и т.д.), размер просроченной задолженности по кредиту и ее структуру. По требованию заемщика такая информация должна быть предоставлена ему коллектором в течение 5 дней в письменном виде.
8. Все виды общения между коллекторами и заемщиком (реальная встреча, телефонный разговор, видеоконференция и т.д.) должны фиксироваться с помощью звукозаписывающих устройств (наверное, данная норма предложена с целью пресечения хамского общения, угроз, осуществления давления со стороны представителей коллекторских компаний). Но ее наличие само по себе не решит данную проблему, ведь коллекторам не составит труда позвонить заемщику с другого телефона и попытаться поговорить в привычной для них манере, конечно же, не осуществляя фиксацию разговора.
9. Проект запрещает кредиторам и коллекторам обрабатывать персональные данные родных и близких заемщика, а также такие виды его персональных данных: о графике его работы, местах и времени отдыха, встреч с родными и друзьями, поездках, информации, размещенной должником в социальных сетях.
10. Кредитору и коллекторам также будет запрещено:
- нарушать права, свободы и собственность заемщика, его представителя, наследника, поручителя, иных лиц, унижать их честь, деловую репутацию, высказывать угрозы, использовать шантаж и т.д.;
- вводить заемщика в заблуждение относительно размера, структуры, оснований возникновения просроченной задолженности и последствий, которые могут наступить в случае неисполнения условий договора (т.е., писать на конвертах и в претензиях: «Вас посадят», «Тебя ждет тюрьма» и т.д. проект запрещает);
- звонить заемщику в период с 20 до 8 часов;
- звонить заемщику более 2 раз в день, звонить (отправлять сообщения) со скрытого номера телефона;
- использовать функцию автоматического дозвона заемщику продолжительностью более 60 минут в сутки (не понятно, почему авторы проекта считают нормальной продолжительность разговора человека с «роботом» касательно погашения долга по часу в сутки);
- использовать на конвертах, уведомлениях, которые отправляются заемщику, поручителю, их родственникам, изображения, которые могут быть восприняты как угрозы, или размещать на конвертах сведения, которые прямо или косвенно указывают на наличие задолженности, использовать надписи: «исполнительный документ», «решение о взыскании», «уведомление о выселении», а также названия органов власти;
- любым способом сообщать третьим лицам о наличии у заемщика задолженности по кредиту;
- требовать от родственников, работодателя, знакомых заемщика, поручителя принять на себя их обязательства.
11. Следить за соблюдением коллекторами требований закона и рассматривать жалобы заемщиков будет Нацбанк. Он же может оштрафовать коллекторов, приостановить право на осуществление деятельности, и исключить коллекторскую фирму из РКП.
12. Проектом также предусмотрена ответственность коллекторской компании за нарушение требований к общению с заемщиком, нарушение этических норм в виде штрафа в размере от 51 до 102 тысяч гривен. Такой же штраф рискует получить банк (иной кредитор), «подключивший» к вопросу урегулирования задолженности коллекторов, не включенных в РКП.
В целом, поддерживая данный проект и считая большинство его норм полезными для кредитных заемщиков, думаю, что пользу он принесет лишь при условии установления реально-, быстро-, эффективно-действующего контроля за работой коллекторских фирм не только со стороны НБУ, но и со стороны правоохранителей, и неотвратимости наказания за ее нарушения.
- Штатні заявники у справах про хабарництво: між викриттям та провокацією Іван Костюк вчора о 16:49
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна вчора о 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак 14.10.2025 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 14.10.2025 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 14.10.2025 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 155
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 100
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись 93
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 81
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" 80
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 29459
-
121 мільйон на демонтаж: у Києві знесуть цех "Більшовика" для завершення розв’язки
Життя 6755
-
Новий "дизельгейт": у Британії почався суд над найбільшими у світі автовиробниками
Бізнес 5656
-
Індія запропонує США компромісну пропозицію щодо російської нафти – Bloomberg
Фінанси 5470
-
Фултайм відходить у минуле – як фракційна робота змінює ринок праці
Життя 4666