Блокчейн: запретить нельзя регулировать
Когда в начале двухтысячных мы с коллегами по юрфаку смеялись над свежепринятым законом Украины «О пчеловодстве», мы не могли предположить, что уровень маразма законодателей достигнет таких космических высот. В начале недели в информационное пространство
Когда в начале двухтысячных мы с коллегами по юрфаку смеялись над свежепринятым законом Украины «О пчеловодстве», мы не могли предположить, что уровень маразма законодателей достигнет таких космических высот. В начале недели в информационное пространство попала новость о том, что в Верховную Раду подано два законопроекта, которые призваны регулировать рынок виртуальных (цифровых) валют.
Разговоры об «узаконивании» виртуальных валют в Украине ведутся довольно таки давно. Желание регулировать всё, где «крутятся» хоть какие-то деньги понятно: где есть регулирования, там есть возможность коррупции. Мой преподаватель по уголовному праву говорил, что все плохие поступки совершаются либо по злому умыслу, либо по скудоумию. Авторы двух вышеупомянутых инициатив умудрились немыслимым образом соединить в своих законопроектах эти два свойства.
Следуя проторенной дорожке своих предшественников, на законодательном уровне определивших, что (цитата из закона – только вслушайтесь!) «рабочая пчела – самка с недоразвитыми половыми органами, которая опыляет растения, собирает нектар и пыльцу и производит продукты пчеловодства», авторы одного из законопроектов заключили, что (цитата из законопроекта) «система блокчейн - децентрализованный публичный реестр всех проведенных криптовалютных транзакций, которые были проведены субъектом криптовалютных операций». На самом деле, блокчейн – это механизм достижения консенсуса относительно состояния распределённой базы данных в определённый момент времени в условиях полного взаимного недоверия участников.
На первый взгляд может показаться, что это тождественные определения. Любой человек, потративший хотя бы пару часов на вдумчивое прочтение нескольких научных статей по теме, сможет объяснить, что никакой «системы блокчейн» в природе не существует. Есть системы Bitcoin, Ethereum и прочие, основанные на технологии блокчейн. И главное преимущество этой технологии состоит в том, что для блокчейна абсолютно не имеет значения, кто подписал транзакцию: физическое лицо ил и, например, робот; знает ли он о существовании закона или нет: находится ли в Украине или в США. Это технология не для оплаты кофе в магазине. А для создания по-настоящему автономных децентрализованных приложений, которые снижают транзакционные издержки и позволяют уровнять жителей богатых и отсталых стран в возможностях доступа к современным технологиям.
Технология работает при помощи естественных, математических законов. Если Рада завтра примет закон, что дважды два равно пяти, система Биткоин от этого не сломается. Но основание для преследования людей за «незаконную математическую деятельность» у правоохранителей появится.
Смарт-контракты, существование которых стало возможным благодаря технологии блокчейн – это шанс для спасения бизнеса от коррумпированных судей и государственных рэкетиров.
Естественно, в предложенных законопроектах речь о них не идёт.
Напротив, применение технологии блокчейн авторы обоих законопроектов пытаются подвести под финансовое регулирование. Причём одни предлагают закрепить право регулировать этот рынок за нацбанком, что прямо противоречит не только здравой логике, но и существующим законам. Это как, например, если бы облэнерго регулировало использование вайфая, мотивируя тем, что электрический ток также порождает электромагнитные волны. Представляете размеры коррупции и круги ада, которые нужно было бы пройти для того, чтобы подключить роутер дома?!
Авторы второго законопроекта предлагают отдать право регулировать рынок органу, который даже не называется в законопроекте. Так и оставили слово «Регулятор». Очевидно, под этим «никнеймом» скрывается Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. Этот абсолютно бесполезный орган, пожирающий наши налоги, так и ищет себе сферу регулирования. Фондового рынка в Украине нет и в этом также большая заслуга Регулятора.
Все участники рынка знают, чьи уши торчат за этим абсолютно лоббистским законопроектом. Один из участников рынка претендует на звание «главного», поэтому скромно предусмотрел для своих сторонников роль карманных «саморегулирующих организаций» и подробно прописал процедуру борьбы с конкурентами, посвятив целый раздел механизму блокирования неугодных.
И вишенка на торте – льготы для майнеров. Почему? Да потому, что это хорошо организованное сообщество, видимо, простимулировало, активность «автора» бредового законопроекта.
Самое лучшее, что правительство может сделать для бизнеса – это не мешать и не вмешиваться в развитие infant industry. Невозможно научить ребёнка ходить по инструкции – нужно дать ему время и создать условия. И ребенок пойдёт. Потом вырастет, окрепнет и тогда можно рассказать ему, куда и зачем ходить можно, а куда – нельзя.
Все правоотношения, возникающие в результате использования технологии блокчейн, SQL, i2p и прочих, суть которых не в состоянии понять уважаемые народные депутаты, не требуют специальных законов и находятся в рамках правового поля Украины и вне досягаемости лап коррупционеров и рейдеров.
Поэтому единственное верное решение сегодня – принять на законодательном уровне пятилетний мораторий на дополнительное регулирование и ограничение свободы предпринимательства на рынке систем, основанных на технологии блокчейн и смарт-контрактов. Тогда Украина сможет привлечь не только финансы, но и светлые головы предпринимателей из других стран, чтобы построить государство, где пчёлам для того, чтобы летать и добывать мёд, не нужно разрешение от чиновников.
- Бідних стає все більше Андрій Павловський 22:57
- Використання підробленого військово квитка з метою перетину держкордону Євген Морозов 21:03
- Авіакатастрофа "Азербайджанських авіаліній": пошуки правди Юрій Гусєв 14:40
- Підписано Закон про право слідчих і прокурорів обмежувати роботу бізнесу Андрій Хомич 14:08
- Особливості імпортно-експортних операцій з електроенергією та газом у Європі: аналіз країн Ростислав Никітенко 13:30
- Партнерства заради сталого розвитку в технологічному секторі: Україна та світ Оксана Захарченко 11:48
- Шестимісячний строк для оголошення особи померлою: право, яке має служити людяності Світлана Приймак 11:43
- Етика суддів 2025: нові показники доброчесності чи додаткові виклики? Дмитро Зенкін 10:13
- Оскарження в суді містобудівної документації як нормативно- правового акту Євген Морозов вчора о 20:50
- Податкові умов для енергоринку в Україні, Польщі, Угорщині, Німеччині та Нідерландах Ростислав Никітенко вчора о 14:21
- Містобудівна документація: генеральний план населеного пункту Євген Морозов 24.12.2024 20:35
- Legal instruments to combat stalking, based on international experience Руслана Абрамович 24.12.2024 17:39
- Спрощення процедур чи посилення контролю? Нове Положення НБУ під час воєнного стану Світлана Приймак 24.12.2024 16:35
- Ключові тренди сталого інвестування та ESG для добувної галузі у 2025 році Ксенія Оринчак 24.12.2024 14:54
- Як забезпечити стабільність та вигоду на енергоринку України у 2025 році? Ростислав Никітенко 24.12.2024 13:31
- Когнітивка від Psymetrics – прогнозований бар’єр для Вищого антикорупційного суду 853
- 2025. Рік економічного відновлення, репатріації та інтеграції військових. Чи буде так? 258
- Бідних стає все більше 206
- Підписано Закон про право слідчих і прокурорів обмежувати роботу бізнесу 193
- Оновлення законодавства про захист персональних даних: GDPR в законопроєкті 8153 63
-
Кінець російського "космобєсія". Ми ще побачимо благання до американців не топити МКС
Думка 22356
-
Дружину екснардепа Шепелева засудили до семи років позбавлення волі
Фінанси 20699
-
Їздить-стріляє. Чи стане замовлена Україною САУ RCH 155 майбутнім артилерії
Технології 9060
-
В Україну повертається одна з найбільших у світі контейнерних компаній
Бізнес 8240
-
Фільми до різдвяних свят: комедії, ромкоми, бойовики, пригоди
Життя 7156