Бессмысленный и беспощадный
Одесса, массовые беспорядки 21 августа, рынок "Северный"
21 августа 2009 года одесситам запомнится.
Потому что давно не было подобного — четверть населения города-миллионника оказалась заложниками. Чьими? Тут версии оч-чень разные...
Началось все давно. Рынок «Северный» на поселке Котовского в Одессе когда-то был обычным колхозным рынком. Бабушки с помидорками и укропчиком, рубщики мяса в не сильно чистых фартуках, ароматная, хоть и сезонная клубника — все как положено. Но где вы в наше время видели сохранившиеся в своей пейзанской простоте рынки? Сейчас там давно контейнеры, магазины, среди которых, врать не буду, кое-где действительно продаются помидорки, клубника и проч.
«Северный» был продан. Соответственно, новый хозяин (по слухам, имеющий отношение к днепропетровской группе Коломойского) получил полнейшее право сменить руководство, чем и воспользовался. Директор Назаров, севший в это кресло в июле, решил с предпринимателями не церемониться — была практически в четыре раза поднята арендная ставка. Предприниматели возмутились, и маховик конфликта завертелся.
Бизнес есть бизнес. Пока твое дело на самом деле не твое, а «дядино», ты всегда ходишь под дамокловым мечом его, дяди, желаний, а зачастую и простой жадности. Предприниматели арендовали места для своего бизнеса, а значит желание дядиной «левой ноги» де-юре надо было выполнять. Или протестовать, что северно-рыночные торговцы и делали, без особого, впрочем, успеха.
На рынке имело место и прямое мошенничество: людям предлагали заплатить энную сумму за то, чтобы контейнер стал твоим совсем. Некоторые заплатили, но ничего не изменилось.
Хотя нет, некоторые подвижки в сторону улучшения просматривались — в марте была создана специальная комиссия Одесского горисполкома по изучению ситуации вокруг рынка «Северный». Городской голова
Комиссия вскрыла и другие нарушения: скажем, прибыль рынка за последние 5 лет составила около 25 млн. долл. США. При этом в бюджет города администрация рынка практически ничего не перечисляла.
Исполком даже предложил выступить гарантом взаимоотношений «администрация—продавец», войдя в договор третьей стороной. Дирекция рынка отказалась — иметь неудобного бдителя соблюдения законности совсем, видимо, не хотелось. Редиска, короче говоря, а не дирекция.
Но, точно как в гоголевском «Ревизоре», положительных персонажей в этой нашей истории не наблюдается в упор.
Вчера конфликт, начавший приобретать яркие формы в июле, разгорелся совсем. Торговцам подвезли провокаторов.
Как талдычил официальный рупор одесской оппозиции — один из местных нечистоплотных телеканалов — в пятницу утром директор рынка появился на его территории в сопровождении охраны, которая (цитирую) «начала избивать мирных торговцев». Удивительно, но практически ни у кого не возникло простого вопроса: как это — зашла и прямо начала избивать? Посреди бела дня? Рынок, замечу для читателей-неодесситов, совсем не маленький — три прилавка, две скамейки, — нет! Это главный рынок района, в котором проживает, по разным оценкам, от 250 до 300 тысяч человек. То есть даже предположить абстрактную «спецоперацию», когда проводится «зачистка», как в кино, нельзя. Но кого в наше время волнует логика?
Факт остается фактом — драка разгорелась. Причем разгорелась в буквальном смысле: с помощью бутылок с коктейлем Молотова, которыми забросали дирекцию, и выстрелами — ходят упорно подогреваемые слухи о применении охранниками дирекции автоматического оружия.
Жертвы есть — как минимум, официально подтверждены химические ожоги двух милиционеров: у одного ожоги дыхательных путей 2-3 степени, у другого — пострадали роговицы глаз. «Мирные торговцы» (мне просто нравится этот термин) бросались хлоркой. Пострадал и редиска-директор — его, сильно избитого, милиции удалось вывезти.
Но толпа жаждала действий — тем более, что ее успешно подогревали «специалисты» из одной из местечковых партий. И действие нашлось.
Чуть меньше чем в четырех километрах от рынка «Северный» располагается развилка единственной трассы, связывающей поселок Котовского с остальным городом. Именно ее «мирные торговцы» и перекрыли. Намертво...
Целый день четверть города была отрезана — родители не могли забрать детей со школы, беременные не могли добраться домой или в роддом, те, у кого была такая возможность, предпочли остаться переночевать у друзей в центре. Остальные шли пешком —
Стала и окружная трасса, по которой тоже можно добраться на поселок. Именно туда рванули самые умные, когда началось. Итог: окружная дорога вокруг миллионной Одессы стала бампер в бампер на всем своем протяжении. Картинку и последствия можете нарисовать себе сами.
Поддерживающие такие действия СМИ особенно трогательно рассказывают о том, что пикетчики пропустили несколько машин «Скорой помощи» и, что особенно умилило, свадебный кортеж. Видимо, это должно было демонстрировать душевность и добросердечие «мирных торговцев».
Требовали люди, взявшие в заложники четверть миллиона человек, одного: приезда городского головы. Ну не объяснили им, что требования террористов в приличных странах игнорируются. Да и кто бы мог объяснить, если цель у шмыгавших в толпе людей с мегафонами была прямо противоположная — иметь возможность «честно» заявить: во всем виноват именно нынешний мэр. Дескать, раз он не приехал, значит ему безразличны люди, которых «злодейка-жизнь толкнула на крайние меры» и бла-бла-бла, бла-бла-бла... Риторика привычная, потому и нет нужды описывать ее подробно.
Скажу честно: сильно удивило бездействие милиции. Нет, я ни в коем случае не призываю к карательным акциям спецназа. Просто мне не очень понятно, почему сотня-другая человек, держащая в заложниках целый район, так спокойно чувствует себя и вечером, так и не дождавшись «гадюку-мэра», спокойно расходится по домам.
Утром на следующий день, конечно, уголовное дело было возбуждено. По статье «Хулиганство». Пресс-атташе одесской милиции Татьяна Хмельницкая даже сказала, что в течение 10 дней будет решаться вопрос о возбуждении дела по более серьезной статье. Хотя, казалось бы, чего там решать?
Как я уже сказал, положительных героев в этой ситуации нет. «Мирные торговцы» во всем винят директора и мэрию, провокаторы с мегафонами, фактически организовавшие массовые беспорядки, — мэра лично, одесситы, лишенные возможности передвижения, костерят всех.
Интересно, что когда на одесском форуме пользователь под ником Скрытик сравнил вчерашние события с Бесланом — тоже ведь люди, «доведенные до отчаяния», хотели таким образом «донести информацию о своих проблемах», — его очень быстро заклевали: как ты можешь сравнивать?! Хотя ситуация действительно практически идентичная. Разница одна: в Одессе, к счастью, обошлось без смертельных жертв, хотя какая-нибудь бабушка смело могла умереть в многочасовой пробке. Просто любит наш народ жалеть «обделенных» и «обиженных». В том числе за свой собственный счет.
Самая популярная аргументация «за» подобные действия тоже новизной не блещет: «а завтра тебя будут избивать, и люди пройдут мимо» и «именно так воспитывается гражданское общество». Тех, кто смеет протестовать против такого социального терроризма, обвиняют в узколобости и в позиции «моя хата с краю».
На самом деле, конечно, гражданское общество тем и отличается от негражданского, что уважает права именно каждого своего члена, и не решает индивидуальные проблемы за счет тех людей, которые ни сном, ни духом в этих проблемах не виноваты.
***
А вот Украине этот день — 21 августа — не запомнится. Скупая информация о беспорядках в Одессе появилась лишь на нескольких телеканалах. Говорят, откуда-то сверху была «вказивка» молчать, чтоб не портить преддверие праздника, Дня независимости Украины.
Но в любом случае, это уже совсем другая история.
- Судовий захист при звернені стягнення на предмет іпотеки, якщо таке майно не відчужено Євген Морозов 13:02
- Система обліку немайнової шкоди: коли держава намагається залікувати невидимі рани війни Світлана Приймак 11:36
- Чому енергетичні та газові гіганти обирають Нідерланди чи Швейцарію для бізнесу Ростислав Никітенко 08:47
- 1000+ днів війни: чи достатньо покарати агрессора правовими засобами?! Дмитро Зенкін вчора о 21:35
- Горизонтальний моніторинг як сучасний метод податкового контролю Юлія Мороз вчора о 13:36
- Ієрархія протилежних правових висновків суду касаційної інстанції Євген Морозов вчора о 12:39
- Чужий серед своїх: право голосу і місце в політиці іноземців у ЄС Дмитро Зенкін 20.11.2024 21:35
- Сталий розвиток рибного господарства: нові можливості для інвестицій в Україні Артем Чорноморов 20.11.2024 15:59
- Кремль тисне на рубильник Євген Магда 20.11.2024 15:55
- Судова реформа в контексті вимог ЄС: очищення від суддів-корупціонерів Світлана Приймак 20.11.2024 13:47
- Як автоматизувати процеси в бізнесі для швидкого зростання Даніелла Шихабутдінова 20.11.2024 13:20
- COP29 та План Перемоги. Як нашу стратегію зробити глобальною? Ксенія Оринчак 20.11.2024 11:17
- Ухвала про відмову у прийнятті зустрічного позову підлягає апеляційному оскарженню Євген Морозов 20.11.2024 10:35
- Репарації після Другої світової, як передбачення майбутнього: компенсації постраждалим Дмитро Зенкін 20.11.2024 00:50
- Що робити під час обшуку? Сергій Моргун 19.11.2024 19:14
-
Віктор Ющенко та партнери відчужили право на видобуток газу на Полтавщині
Бізнес 132939
-
"Ситуація критична". У Кривому Розі 110 000 жителів залишаються без опалення
Бізнес 20910
-
Британія утилізує п'ять військових кораблів, десятки гелікоптерів і дронів задля економії
Бізнес 9101
-
За вітраж Тіффані троє учасників торгів змагалися 6 хвилин – його продали за $12,48 млн: фото
Життя 8687
-
Як тренування в спортзалі можуть нашкодити: помилки початківців
Життя 7547