Безопасность превыше всего
Как выбрать систему электронного документооборота и не бояться взлома.
В результате хакерских атак разными версиями вируса Petya на коммерческие и государственные структуры Украины в мае 2017 года, было поражено около 10% компьютеров. Персональных и служебных, в государственных и негосударственных учреждениях. Если говорить о глобальном ущербе, то он составил около $10 млрд. Следует заметить, что эти цифры явно занижены.
Что изменилось с тех пор? Многое, но не всё. По данным международной аудиторской и консалтинговой компании BDO, каждый день в мире появляется более 350 000 новых зловредных программ. Только в январе 2019 года было похищено около 2 миллиарда записей с информацией о персональных данных. Каждый день вендоры блокируют около 24 000 вредоносных программ для мобильных устройств. Сумма, которую заплатили пользователи за расшифровку данных после вирусов-вымогателей в 2019 году составила 11,5 миллиарда долларов.
О чем это говорит? О том, что война продолжается и ей нет конца. В условиях, когда предприятия массово переводят системы документооборота в электронный формат, вопрос компьютерной безопасности стал особенно актуален.
Как избежать проблем с безопасностью при выборе вендора системы документооборота? Универсального ответа нет, но есть вещи, обратить внимание на которые критически важно.
Продукт должен быть разработан с учетом мировых и национальных стандартов компьютерной безопасности. У системы должна быть надежная архитектура, защита идентификации входа с помощью Mobile ID или квалифицированной электронной подписи.
Вендор может сколько угодно говорить о безопасности продукта, но без доказательств, это будут просто слова. Что может быть доказательством? Отчет о прохождении penetration test. Это — тестирование программного обеспечения на уязвимость. В Украине есть несколько заслуживающих уважение компаний, специализирующихся на компьютерной безопасности, которые проводят подобные тесты. Они, по сути, “белые хакеры”, которые по запросу заказчика, пытаются найти уязвимые места в системе и взломать ее всеми известными способами. Обычно атаки проходят по нескольким сценариям. Это может быть grey-box и black-box тестирование. Grey-box подразумевает то, что взломщику уже известна какая-то информация о структуре системы или есть учетные данные пользователей. Black-box — это попытка проникновения в систему без каких-либо исходных данных.
В отчетах компаний, проводящих penetration test, обычно содержится исчерпывающая информация о том, какие уязвимости и мелкие недочеты были выявлены на первом этапе тестирования и что было исправлено в итоге. Если пройден penetration test, есть заключения специалистов и сертификаты, которые говорят о высоком уровне безопасности, то можно утверждать что система — надежна.
Кроме того, следует обратить внимание еще на один момент: была ли система разработана с нуля или это — платформенное решение. Если платформа, на которой создавалась система существует давно, постоянно обновляется и на ней уже есть другие решения, в которых не было обнаружено изъянов — это хороший знак.
И последнее: облако. В случае, если решение разворачивается не на собственном сервере заказчика, надежность облачного сервиса не менее важна, чем неуязвимость самой системы. Можно воспользоваться зарубежными облачными решениями, но в Украине есть несколько топовых провайдеров, которые тоже могут гарантировать безопасность. Рынок облачных сервисов для хранения коммерческих данных стабильно растет на 30-50% каждый год. По прогнозам Gartner, к 2021 году на SaaS (решения, работающие в облаке), придется 45% всех расходов на программные продукты в мире. Угрозы хранения данных в облачных хранилищах можно условно поделить на два вида: потеря информации и ее хищение. Потеря информации в облаке практически невозможна, так как создается несколько резервных копий, которые хранится в разных дата-центрах. Что касается хищения данных, то с этим явлением люди живут со времен зарождения цивилизации, так что единственным советом тут может быть: будьте бдительны.
- Ризики для бізнесу на ринку електроенергії наприкінці 2025 та у 2026 році Ростислав Никітенко вчора о 21:06
- Чому Європейську стратегію житлового будівництва варто врахувати Києву Сергій Комнатний вчора о 19:15
- Як фандрейзеру підвищити свій грейд? Практичні кроки з власного досвіду Олександра Смілянець вчора о 18:02
- Чому Зеленський – за голосування у ДІЇ, а Голова ЦВК – проти? Валерій Карпунцов 20.12.2025 19:22
- Сучасна жінка чи ШІ? Дмитро Зенкін 20.12.2025 16:37
- Леся Українка: як англійська література заговорила українською – всупереч заборонам Інна Лукайчук 19.12.2025 15:28
- Як активному споживачу приєднати та використовувати установки зберігання енергії Світлана Камєнєва 19.12.2025 12:03
- Київ більше не задає ціну. Як дешевий квадрат у передмісті змінює правила гри Антон Мирончук 18.12.2025 18:17
- Правило "спідньої білизни" в бізнесі. Як ваша відвертість непомітно руйнує кар'єру Олександр Висоцький 18.12.2025 11:43
- Автоматизація проти ілюзії зайнятості: як повернути час для стратегічної роботи Олександр Скнар 18.12.2025 08:45
- Розбір законопроєкту №12439: важливі зміни для бізнесу щодо обшуків і арештів Роман Тулін 17.12.2025 18:02
- Як зареєструвати народження чи смерть родича з окупованих територій України Віра Тарасенко 17.12.2025 15:10
- Грантові заявки ОМС: чому класичний NGO-підхід не працює для громад Олександра Смілянець 17.12.2025 12:55
- Декалог перемоги і миру: що треба пам'ятати Анастасія Розлуцька 17.12.2025 10:12
- Про пристрасть депутатів до повторення старих помилок Олег Пендзин 17.12.2025 09:20
-
Суд дозволив банку Тігіпка продати за борги київський готель "Русь"
Бізнес 17883
-
ЄС доведеться щороку платити 3 млрд євро відсотків за кредит Україні
Фінанси 5282
-
Пуголовок Едік і 140 000 підписників. Як Вінницький облводоканал став зіркою соцмереж
2524
-
Свято без клопоту. Чотири варіанти новорічних меню від NOVUS: на різні бюджети, смаки та компанії
Спецпроєкт 1538
-
Ніч, коли Місяць не заходить: коли і як побачити Вовчу повню – першу повню 2026
Життя 1313
