Почему иностранные инвесторы боятся украинских правоохранителей
И как работать с отечественной правоохранительной системой
Чем наши правоохранители отличаются от заморских? Кроме профессионализма и степенью безответственности больше не чем. Наши часто напоминают обезьяну с гранатой. Без труда могут получить определения суда на обыск или арест счета. Могут прийти, и не копируя информацию изъять компьютеры и оригиналы документов. С такой же легкостью могут публично обвинить в финансировании терроризма или в уклонении от уплаты налогов. Про такие истории пишут сми и говорят пострадавшие инвесторы. И не удивительно, что для иностранных компаний подобное поведение правоохранительной системы похоже на варварские межплеменные африканские войны. Как работать в таких условиях?
Бизнес в Украине десятилетиями идет нога в ногу с уголовным преследованием. Нет вы не встретите бизнесмена в следственном изоляторе или на скамье подсудимых, просто уголовное дело в нашей стране элементарно открывается при наличии любой информации ( не всегда достоверной) о причастности сотрудника компании к возможному преступлению. Открытие уголовного производства невозможно обжаловать, также как и невозможно принудить его закрыть. Расследовать подобные дела следователь имеет право до 18 месяцев. Все это время правоохранители имеют право опрашивать и допрашивать сотрудников, проводить всевозможные экспертизы, собирать и изымать документы в т.ч. проводить обыски, арестовывать изъятое имущество, арестовывать счета и проводить негласные следственные действия в т.ч. организовывать прослушку и слежку за персоналом. На первый взгляд аналогичный инструментарий имеет любой другой правоохранительных орган европейских стран, но на практике чрезмерное злоупотребление им может привести к блокировке законного бизнеса.
Чтоб минимизировать риски от подобного расследования следует определить «точки боли» в компании. Это может быть репутация, текучка кадров, информация, производственные мощности, товар. Каждый бизнес-процесс имеет свои особенности, главное определить может ли «инструментарий» следствия его поломать. Если ответ положительный, то нужно адаптировать бизнес-процессы к украинским реалиям. Основная задача при построении системы защиты- это выстроить ее настолько эффективно, чтоб расследование правоохранителей не смогло заблокировать хозяйственную деятельность компании. В том числе это может быть подготовка персонала к следственным действиям, структурирование бизнеса с целью защиты активов, формирование пиар-стратегии защиты, а также проработка действенных механизмов привлечения к ответственности лиц повлекшие блокировку бизнеса. Критерием эффективности защиты будет сохранение прибыли и эффективности компании во время уголовного преследования. Не маловажным также является наличие политического лобби интересов компании на государственном уровне. Публичным компаниям намного легче донести свою правовую позицию до государства.
Следует помнить, что типичные ошибки компании состоят в коррупционных проявлениях и в длительных сроках принятия управленческих решений. Не менее важно также не допускать ошибки во время обыска к ним относят:
Отсутствие профессиональной охраны офиса. Перед обыском следственные органы собирают оперативную информацию о компании с целью скорейшего проникновения в нее и недопущения уничтожения информации. Как правило, за неделю до обыска оперативные сотрудники ведут наружное наблюдение за офисом, чтобы определить точки проникновения.
Самое оптимальное время для обыска – отсутствие в офисе руководства (отпуск, командировка) и накануне выходного дня. Без профессиональной охраны и налаженного пропускного режима компания рискует обнаружить правоохранителей в кабинете своего директора, когда их действия уже в самом разгаре. А при фактически начатом обыске уже мало смысла в выяснении оснований его проведения.
Отсутствие профессиональной адвокатской помощи. Наличие у компании договора на предоставление правовой помощи во время обыска повышает шансы участия адвоката в следственном действии. Предварительное знакомство адвоката с компанией минимизирует риски его дискредитации правоохранительными органами во время обыска. Проводить кастинг адвокатов, когда внутри уже идет обыск – занятие малоэффективное.
Отсутствие видеонаблюдения в офисе. Гласность – это серьезное оружие современного общества. Простой глазок камеры часто заставляет вспомнить о существовании Уголовно-процессуального кодекса и банальных правил приличия. Камеры должны быть установлены в недоступном месте во избежание их повреждения и отключения. Информация с камер должна храниться на удаленных серверах для предотвращения факта их изъятия. Необходимо иметь правоустанавливающие документы на установку и приобретение систем видеонаблюдения.
Отсутствие правоустанавливающих документов на помещение. Часто во время обыска в определении следственного судьи отсутствует номер комнаты (офиса) обыскиваемого помещения. Если правоохранители пришли не по адресу, необходимо предъявить документы, подтверждающие право пользованием помещения (с планом расположения), и указать это в протоколе. За незаконное проникновение в жилье или другое владение лица (офис, склад, автомобиль) предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 162 УК.
Отсутствие у компании документов, подтверждающих право собственности на имущество, изъятое во время обыска. В Украине категория частной собственности молода, да и нынешняя ситуация с законностью не способствует ее развитию. Часто в офисах присутствует винегрет из юридических лиц и горы так называемого «внебалансового» имущества. Важно помнить, что отсутствие на балансе предприятия имущества, которое было изъято во время обыска, делает невозможным его возврат (а также отсутствие документов, которые подтверждают приобретение или аренду этого имущества). Храните оригиналы документации, которая подтверждает имущественные права, вне офиса – во избежание их изъятия.
В целом, не каждая иностранная компания может себе позволить работать с такими рисками, но в этом и есть особенности нашей правоохранительной системы. Если компания прошла такой краш-тест и уголовное расследование ее не разрушило, значит в компании правильно выстроена защита и бизнес-процессы.
- Нові мита Трампа: що чекає на Україну та Ізраїль у новій торговій реальності Олег Вишняков 18:27
- Корупція у Президента чи безвідповідальність вартістю 2 млрд грн? Артур Парушевскі 14:23
- Регулювання RWA-токенів у 2025 році: як успішно запустити проєкт Іван Невзоров 13:50
- Непотрібний президент Валерій Карпунцов 13:38
- Стягнення додаткових витрат на навчання дитини за кордоном: на що необхідно звернути увагу Арсен Маринушкін 13:21
- Оформлення права власності на частку у спільному майні колишнього подружжя Альона Прасол 10:29
- В Україні з’явився "привид" стагфляції, що пішло не так? Любов Шпак 10:27
- Юридичне регулювання sweepstakes: основні аспекти та огляд за юрисдикціями Роман Барановський вчора о 16:19
- Нелегальний ринок тютюну: як зупинити мільярдні втрати для бюджету України? Андрій Доронін вчора о 15:05
- Перевірка компаній перед M&A: аудит, юридичні аспекти та роль менеджера Артем Ковбель вчора о 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко вчора о 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль 01.04.2025 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський 01.04.2025 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
-
"Супутник Притули" змінив правила гри: як Україна вплинула на фінський космічний бізнес
23913
-
Сотні контрактів. Про що говорить масова закупівля Європою сучасних танків та БМП
17592
-
Ексголова Харківської ОДА Кучер очолив наглядову раду держкомпанії "Ліси України"
Бізнес 17431
-
Треба багато, але окупності нема. Чому в Україні так довго будуються скляні заводи
Бізнес 13998
-
Податкова почала отримувати дані про людей, які систематично продають товари через інтернет
Фінанси 12392