Универсальный рецепт прозрачности
Борьба с коррупцией на уровне государства, равно как и ликвидация злоупотреблений в госсекторе – вопрос емкий и комплексный. Урегулирование взаимоотношений, а также четкие правила проведения тендеров позволят снять вопросы коррупции во многих государственн
Борьба с коррупцией на уровне государства, равнокак и ликвидация злоупотреблений в госсекторе – вопрос емкий и комплексный. Егоне решить за один день, неделю и даже год. Но когда начинаются разговоры о том,что для эффективного преодоления коррупционных проявлений нужно принять целыйталмуд законодательных и нормативных актов, хочется парировать и указать на системугосударственных закупок в Украине.
Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что именноэтот сегмент словно лакмусовая бумажка обнажает несовершенство многих процессовв неповоротливой чиновничьей машине. И урегулирование взаимоотношений, а такжечеткие правила проведения тендеров позволят снять вопросы коррупции во многих государственныхструктурах, а также облегчить жизнь бизнесу, высвободить бюджетные средства.
Украине, конечно, предстоит нелегкий путь кподобным результатам, поскольку существующая система закупок, основанная на«подковерных» отношениях участников тендеров и их взаимном «неформальном» интересеформировалась долгие годы. Например, согласно проведенным опросам иисследованиям, сегодня в Эстонии при тендерах уровень коррупции составляет 0%,в Грузии 1% участников дают взятки, а в Украине – 99%. Цифра говорит сама засебя. И вполне логично, что у идеи поставить закупки на прозрачную и честнуюоснову есть масса противников, которые стремятся сохранить свои коррупционныедоходы.
Тем не менее, у антилобби практически нет шансов. ПосколькуСоглашение об Ассоциации с ЕС предусматривает приведение законодательства всфере госзакупок в соответствие с директивами Евросоюза, и полностью перейти наэлектронные тендеры до 2018 года. Но это далеко не самый главный аргумент.
Прозрачные тендеры дадут мощный толчок для притокаиностранного капитала. Представьте себе, что вы хотите инвестировать вэкономику конкретной страны. Но при этом понимаете, что никаких конкурентныхпреимуществ перед местным бизнесом, который вовремя «договорился» с заказчикоми промотивировал его, у вас нет. Заведете вы хоть доллар, хоть два в такуюстрану? Вряд ли. И совсем иначе, когда условия участия в тендерах для всехравны, а сам процесс тщательно контролируется и отслеживается. В таком случае уинвестора будет мотивация вести бизнес здесь, и участвовать в торгах. Посколькуон знает, что предложив наилучшие условия тендера, выбор падет на него, а не наподрядчика, который вовремя «подсуетился».
Еще один весомый аргумент в пользу электронныхзакупок – снижение издержек на их проведение. Например, большинство стран,внедривших онлайн-плаформу (Грузия, Болгария, Португалия) заявляли об экономиидо 20-40%. А согласно данным Transparency International, мы ликвидируем колоссальнуюутечку государственных средств, которая достигает 135 млн гривен в день или почти50 млрд гривен в год. Это немалые деньги, которые уж точно не останутсябесхозными, ведь нам нужно и дороги ремонтировать, и собственную промышленностьразвивать, и депрессивные территории возрождать.
Со стороны бизнеса тоже слышится одобрение переводазакупок на европейские стандарты, поскольку это позволит повысить прибыльность компанийи предприятий, банально упростит работу отдела продаж, оптимизируетвзаимоотношения с партнерами, позволит избавиться от неэффективных и нечистыхна руку сотрудников.
К тому же, в Украине для этого уже есть готовый фундамент.Речь о системе ProZorro, к которой подключены 7 площадок, в том числе и NEWTEND. Это именно те операторы, которые готовысодействовать строительству новой идеологии закупок, донести до бизнеса и государствавсе преимущества электронной платформы, и ее перспективность. Да и лично я, каксо-инвестор NEWTEND, заинтересован в развитии такого механизма,поскольку понимаю, что за ним будущее. И не понаслышке знаю, как давнопредприниматели и компании жаждут уничтожить коррупцию в государственных тендерах,получить доступ к заказам, к здравой конкуренции.
Вопрос лишь в том, каким будет механизм закупок витоге. Как мы знаем, законопроект, который предполагает внедрение электронныхторгов, все еще находится на доработке в Минэкономики. В каком виде ондоберется до сессионного зала парламента – остается лишь гадать. Но мы, какучастники движения ProZorro, уже готовы принять участие в его разработке.
Но могу с уверенностью сказать, что если тендерыB2B могут проводиться на саморегуляции, то для формата B2G необходим контроль,тщательный анализ участников, их документации, репутации и портфолио. Такойподход, который чем-то схож с процедурой листинга на бирже, позволит составлятьсвоеобразные рейтинги исполнителей, и отсеивать потенциально неблагонадежныхподрядчиков. Важна и ответственность площадки, которая проводит торги,поскольку наличие нескольких платформ позволяет саботироватьтендеры, срывать госзаказы, что недопустимо. Ну и, конечно же, контроль необходимдля того, чтобы полностью исключить коррупцию в госзаказах.
- Бізнес, статус і подарунки без шансів: як історія родини все ще може здивувати Олександр Карташов 20:02
- Коли лідер вигорів, але продовжує керувати: тиха криза в кабінеті СЕО Юлія Буневич 19:16
- Захист прав військовозобов’язаних і військових: головні проблеми воєнного стану Наталія Павловська 18:14
- AidEx Geneva 2025: як змінюється гуманітарна допомога – і чому Україна вже попереду світу Галина Скіпальська 12:44
- Підвищення зарплат учителям має бути, але не ціною обмеження їхніх прав Лариса Білозір 12:43
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом Євген Магда 09:55
- Невидимий азарт цифрового світу Михайло Зборовський вчора о 12:03
- Чому керівники перевантажені: ключові помилки делегування та як їх усунути Олександр Скнар вчора о 09:52
- Мікро-ритуали для підтримки команди: маленькі кроки великої стійкості Тетяна Кравченюк 17.11.2025 17:16
- Вихід власника з операційки: розділення стратегії та тактики для кратного росту маржі Олександр Висоцький 17.11.2025 15:06
- Арешт майна: коли держава заходить у двері бізнесу Анна Ігнатенко 17.11.2025 12:17
- Енергоконтракти осені 2025: як умови постачання стали фінансовим ризиком для бізнесу Ростислав Никітенко 17.11.2025 10:23
- Аннушка вже розлила масло: чому "Міндічгейт" – точка неповернення Дана Ярова 17.11.2025 00:47
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних Віталій Соловей 17.11.2025 00:10
- Повернення анонімності: покоління Z перетворює цифрову ідентичність Христина Кухарук 16.11.2025 17:53
- Росія оголосила гру S.T.A.L.K.E.R. 2 поза законом 2701
- Після 40: як жінки обирають зрілих чоловіків, а не пристрасть і шоу 887
- Принцип суперпозиції: чи буде відновлено довіру між кандидатами та ВККС? 556
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних 298
- Чи можливо мобілізувати особу під час розгляду заяви на відстрочку? 206
-
Головний прапор України приспустили: що сталося
Життя 114214
-
"Ампутація або смерть". Три висновки The Economist про скандал, що загрожує Україні
75566
-
Під Києвом знайшли підпільне виробництво. Вилучили 24 т пластівців і 200 000 консервів – фото
Бізнес 48357
-
Таємні переговори Трампа з Росією. Що відомо про новий план завершення війни – із 28 пунктів
16812
-
Через збій Cloudflare перестали працювати X, ChatGPT і українські сайти
Технології 10676
