Рынок МФО: реалии, прогнозы, перспективы
Карантин, вызванный пандемией коронавируса, негативно повлиял на работу МФО, а также на финансовую систему Украины в целом.
Особенность этого кризиса в том, что он уникален, нет готовых моделей или решений, не с кого брать пример. Весь мир одновременно оказался перед лицом одной проблемы и многие страны ввели жесткие ограничения для своих граждан. Нет компаний или экспертов, которые успешно решили эту задачу. Именно поэтому каждая микрофинансовая компания сейчас ищет свои пути сохранения бизнеса.
С одной стороны, и население, и бизнес в Украине уже привычны к масштабным кризисам, и морально лучше подготовлены, нежели жители экономически стабильных стран. Однако при этом все мы понимаем, что ни заемщики, ни сотрудники компаний МФО, ни бизнесмены не защищены в нынешних условиях.
Итак, главные проблемы, с которыми сегодня столкнулись компании по предоставлению быстрых кредитов населению, – это снижение способности погашать кредиты даже у ответственных заемщиков, как следствие, – рост портфеля проблемной задолженности (до уровня 35-38%). Наблюдается также и снижение объемов выдачи кредитов, что плохо как для компаний, так и для их клиентов. В условиях, когда кредитование наиболее востребовано, одновременно возрастают и риски компаний. Поэтому практически весь рынок существенно ужесточил условия скоринга и/или уменьшил средний чек выдачи кредита. При этом, сегмент offline пострадал наиболее. Удар по отрасли нанесло Постановление Кабмина №215 от 16 марта 2020 г., которое фактически заблокировало работу этого сегмента рынка финуслуг.
Каждая компания сегодня самостоятельно решает какой из методов оптимизации расходов выбрать. Зачастую прибегают к урезанию маркетинг-бюджетов, зарплат и премий работников, а также руководителей, сокращению часов работы. Есть и более радикальные подходы: отправка сотрудников в неоплачиваемый отпуск, закрытие малодоходных отделений, сокращение штата. Главный вопрос при этом: хватит ли свободных собственных средств у владельцев компаний для покрытия растущего дефицита? Инвесторам, которые развивают несколько бизнесов, приходится принимать самое сложное решение: «Кого спасать?».
В то же время крупные и технологичные игроки стараются удержать штат, обновляют бизнес-процессы, пересматривают планы и действующую бизнес-модель, выстраивают более гибкую политику коммуникации с клиентами, предлагают индивидуальные условия реструктуризации или пролонгации кредитов. При этом, многие компании нашли возможность выделять средства на благотворительность для поставки оборудования и расходных материалов медицинским учреждениям в период эпидемии.
МФО, которые хотят удержаться на рынке, стараются выстроить лояльные отношения с клиентом. Отказ от неприемлемых методов взаимодействия с заемщиками, поддержание этикета обращения, а значит и снижение репутационных рисков – приоритет для таких компаний.
На то, как отрасль микрокредитования пройдет этот сложный период, повлияет также отношение регулятора. Ответ на вопрос: «Слышит ли регулятор (мы подразумеваем НБУ) просьбы и предложения рынка?» – положительный. Регулятор находится в активном диалоге с участниками рынка и быстро реагирует в случае необходимости. НБУ оказал поддержку Ассоциации, в момент адаптации новых ограничительный мер правительства для финансового рынка в условиях карантина.
Также, мы видим, что сегодня НБУ рассматривает рынок МФО как неотъемлемую часть финансовой экосистемы страны. Ежедневно сотрудничая с НБУ, Мировым Банком, USAID, донося им свою позицию, объединенный рынок МФО в лице Ассоциации ВАФК надеется выработать наиболее благоприятную стратегию перехода рынка под надзор НБУ в столь сложный период.
По оценкам CEO компаний лидеров рынка при снятии карантина в мае, отрасли понадобится от 3-х до 4-х месяцев для стабилизации и выхода «в ноль». Говорить о доходности пока не приходится. Однако сейчас очень сложно спрогнозировать ситуацию в целом. В любом случае оценить эффективность принятых решений мы сможем только к концу года, когда станет ясно: кто выживет и воспользуется этим вызовом как новыми возможностями.
- Справедливість по-українськи: забрати в бідних, збагатити чиновників Андрій Павловський вчора о 22:06
- Перевибори у Німеччині. Нові проблеми чи можливості для України? Галина Янченко вчора о 17:33
- Особистий бренд – ваш новий бізнес-актив Наталія Тонкаль вчора о 14:39
- Нові правила управління державним майном та реалізації арештованих активів Дмитро Зенкін вчора о 14:09
- Обміняйте Шевченка Євген Магда вчора о 13:56
- Університети і ринок праці: взаємозалежність Юрій Баланюк вчора о 13:37
- Виїзд дитини за кордон під час війни: порада від сімейного адвоката Світлана Приймак вчора о 12:59
- Право постійного землекористувача надавати земельну ділянку в оренду третій особі Євген Морозов вчора о 11:16
- ІТ в США та в Україні: порівняння зарплат, витрати та перспективи Сергій Хромченко вчора о 10:39
- Воднева галузь США після обрання Трампа: чи зупинить Америка рух зеленого водню? Олексій Гнатенко вчора о 09:15
- Форвардні контракти на ринку електроенергії ЄС: як працювати з вигодою та без ризиків Ростислав Никітенко 14.11.2024 11:55
- Особливості здійснення Держгеокадастром контролю за використанням та охороною земель Євген Морозов 14.11.2024 09:56
- Розірвання шлюбу за кордоном: особливості та процедури для українців Світлана Приймак 13.11.2024 16:28
- Зелені сертифікати для експорту електроенергії: можливості для українських трейдерів Ростислав Никітенко 13.11.2024 11:10
- Еволюція судової практики: від традицій до цифрових інновацій Дмитро Шаповал 13.11.2024 10:22
-
Два українських села увійшли до списку 55 найкращих сіл у світі
Життя 11459
-
Залізний Майк Тайсон повертається на ринг
Життя 8930
-
Всі російські військові платитимуть за пошкоджену на війні техніку. В РФ ухвалили закон
Бізнес 4995
-
Росіяни почали атакувати Харків дронами "Молнія-1". Чим вони небезпечніші за "шахеди"
Технології 4722
-
Українська чи російська: якою мовою українці розмовляють вдома – дослідження
Життя 4083