Электронный документооборот в банковском секторе — как условие развития бизнеса
Внедрение внешнего электронного документооборота в банковском секторе — это быстрый и эффективный способ сократить затраты, повысить качество сервиса расширить перечень предоставляемых клиентам услуг.
В последние годы Национальный банк Украины принял целый ряд постановлений, позволяющих внедрять электронный документооборот (ЭДО) в банковском секторе. Еще в 2016 году НБУ дал возможность банкам использовать электронные документы в операциях с иностранной валютой. Сейчас некоторые финучреждения уже внедрили системы внешнего ЭДО и предоставили своим клиентам возможность проводить валютные операции, отправляя в банк заверенные КЭП подтверждающие документы в электронном формате.
В последующие годы НБУ принял ряд постановлении, регламентирующих использование в банковской системе электронных подписей и документов. Так, в 2017 году было принято постановление об утверждении «Положение об использовании электронной подписи в банковской системе Украины». Первого января 2019 года вступили в силу новые «Правила применения перечня документов, образующихся в деятельности НБУ и банков Украины». Они были утверждены постановлением правления НБУ № 130 от 27 ноября 2018 года. Этот документ дал «зеленый свет» внедрению ЭДО в банковской сфере. В правилах было четко прописано, что все документы временного срока хранения теперь могут существовать только в электронном виде.
Все условия для перехода на электронный документооборот есть, и сейчас это особенно актуально. Тем не менее, далеко не все банки пользуются ЭДО. Многие из них остановились на внедрении учетных систем. Основные причины такого положения дел: нехватка финансирования, загруженность IT-департаментов и осторожное отношение к ЭДО.
Если разобраться, то все эти препятствия легко преодолимы, а последствия внедрения электронного документооборота могут быстро принести свои плоды. Убедительных оснований для недоверия к ЭДО нет. Нацбанк и законодательство четко регламентируют этот вопрос. Если говорить о финансовой стороне, то, действительно, системы ЭДО не раздаются бесплатно. Но затраты на бумажный документооборот даже в среднем финансовом учреждении исчисляются сотнями тысяч гривен в год. Бумага, расходные материалы для принтеров, пересылка и содержание архивов — все это стоит немалых денег. Даже по самым скромным расчетам, стоимость одного электронного документа минимум в десять раз ниже, чем бумажного. Следует также учесть, что внедрение ЭДО снижает вероятность потери, ошибки, невозврата электронных документов. А что значит потеря документа в финучреждении — объяснять не надо.
Есть еще одна составляющая издержек бумажного документооборота — время. Только за счет ускорения создания, согласования, подписания и пересылки документов, расходы банка могут сократиться на 10%. После внедрения внешнего ЭДО, процессы, которые раньше занимали дни, происходят за считанные минуты.
Что касается нагрузки на IT-департамент, то здесь проблема несколько преувеличена. Если правильно подойти к выбору системы внешнего ЭДО, то внедрение происходит довольно быстро. Это — не развертывание ERP решения, которое может длиться полгода, а то и дольше. Решение для внешнего ЭДО может быть легко интегрировано с внутренними учетными системами банка, внешними открытыми базами данных и реестрами.
А теперь о преимуществах, которые получают банки после внедрения ЭДО. Благодаря web-интерфейсу, все необходимые документы доступны сотрудникам и клиентам банка всегда и везде. Безопасность обеспечивается за счет механизмов разграничения прав доступа к документам, обеспечение целостности базы данных и построения распределенных систем. Использование квалифицированной электронной подписи гарантирует неизменность документов после подписания. Появляется возможность встраивать систему в онлайн-продукты банка, что позволяет обмениваться документами с клиентом через его личный кабинет. За счет централизованной обработки документов снижается нагрузка на клиентские подразделения банка. Кроме того, сервис электронного документооборота B2B может предоставляться клиентам банка как дополнительная услуга.
Система внешнего ЭДО позволяет банкам обмениваться с клиентами практически любыми видами документов, без потери их юридической значимости.
- Суд відмовив у позові до ФОП щодо псування техніки після ремонту Артур Кір’яков 19:08
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? Олег Сніцар 17:12
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори Христина Кухарук 17:03
- Мінеральна угода США та України: шанс на нову енергополітику чи дорогий експеримент? Ростислав Никітенко 15:55
- Інвестування в Україну – аналіз досвіду іноземних компаній Сильвія Красонь-Копаніаж 13:30
- Як спадкоємцю за кордоном не загубитися у правовому лабіринті Світлана Приймак 13:28
- Психологічна готовність до пластичної операції – більше, ніж "налаштування" Дмитро Березовський 12:42
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? Антон Новохатній вчора о 16:55
- Відповідальність батьків за шкоду, завдану дитиною: кейс наїзду на пішохода Артур Кір’яков 03.05.2025 09:28
- Кібербезпека в руках людей: чому найслабша ланка – не код, а співробітник? Михайло Зборовський 02.05.2025 14:56
- "Дачна революція": Верховний Суд дозволив реєстрацію місця проживання у дачному будинку Арсен Маринушкін 02.05.2025 13:48
- Відповідальність батьків за тілесні ушкодження, завдані їхніми малолітніми дітьми Артур Кір’яков 02.05.2025 09:28
- Економіка агресора радує своїм падінням Володимир Горковенко 01.05.2025 20:07
- Пенсійна реформа 2025 року Андрій Павловський 01.05.2025 18:17
- Все про ПДВ: коротка інструкція від адвоката Сергій Пагер 01.05.2025 09:52
-
Що головне і що парадоксальне в угоді з США про корисні копалини
Думка 3575
-
У Чернігові демонтували пам’ятник борцям за незалежність: про що йдеться
Життя 3317
-
Зумери й міленіали на межі: як розпізнати кризове вигорання і врятувати себе
Життя 2535
-
Віагра, тефлон і бактерії проти пластику: вісім випадковостей, які змінили світ
Життя 2503
-
Гайдельберг: романтична перлина Німеччини з найбільшою винною діжкою і найстарішим університетом
Життя 1762