Рождественская история или Автоматический Встроенный Реформатор
Все сейчасобсуждают яценюковский проект бюджетаи запланированный в нем рост налогов ипрочего регулирования. Со всех сторонзвучат теплые слова в адрес премьера ивласти в целом и чаще всего повторяетсяодин и тот же вопрос: «они что, не понимают,что делают»? Как ни странно, на этотвопрос, который выглядит довольно-такириторическим, есть ответ. И об этом мысегодня и поговорим, поскольку этотответ проясняет некоторые важныеобстоятельства нашего взаимодействияс государством.
Итак, понимают«они», что делают или нет? Тут ситуациявыглядит как в поговорке «глаза боятся,руки делают». То есть, если вы пообщаетесьс отдельно взятым чиновником, то онбудет рассуждать вполне здраво, будетрассказывать о курицах и золотых яйцах,но вот делать он и его товарищи будутсовсем другое. Почему так?
Начнемс того, что расхожее представление огосударстве как о жесткой системе,организации или наборе организаций сизвестными полномочиями глубокоошибочно. Этот подход отделяет организациюот причин ее существования и преследуемыхцелей. Никому ведь не придет в головурассматривать корпорацию, которая частобывает организована посложнее некоторыхгосударств, исключительно как наборподразделений и взаимосвязей междуними. Все знают, что корпорация существуетради прибыли, а ее внутренняя организация— это один из способов, помогающих этуприбыль добыть. Но о государствахпочему-то так не думают, хотя их природас самого начала и по сей день точно такаяже — получение прибыли, только не путемпроизводства полезной продукции, апутем принудительного налогообложениянекой территории.
Хуже того, вотличие от тех же корпораций, государствапредставляют собой не единую организацию,объединенную общей целью, а, скорее,конгломерат конкурирующих между собойструктур разной степени организованности,формализации и законности. В общем,чтобы не тратить место и время, скажуодно — мейнстримные теории «государстваи права» игнорируют важнейшееобстоятельство, а именно то, что чиновники— это люди. И, коль скоро эти люди получаютсвой доход от налогообложения в широкомсмысле слова, они всегда будут стремитьсяк расширению налогообложения, причем,что очень важно, это их стремлениеестественно, как дыхание.
И вотздесь мы подходим к ответу на вопрос«понимают ли они, что они делают». Иответ этот — понимают. Как и предприниматели,видящие, где можно извлечь прибыль,чиновники видят понятные им сигналы вповедении других людей и идут к ним заприбылью. Понимают не столько разумом,сколько интуицией, «чуйкой».
Дальшеначинаются отличия между предпринимательствоми государством, ибо сигналы, которыевидят предприниматели и чиновникиразные, различной природы. Дляпредпринимателя это, прежде всего, цены,а для чиновника — готовность людейотдать свои деньги без лишних вопросов(в экономике эта деятельность называетсяпоиском прибыли, в современных теорияхгосударства — поиском согласия).
Чтобыпояснить, приведу простой пример. Вотсейчас все возмущаются обязательнымдекларированием имущества в новойредакции налогового кодекса и тем, чтоесли вдруг у вас еще есть деньги, их вобязательном порядке нужно положить вбанк. При этом, один возмущающийся пишет«нет, вывести доходы из тени, конечно,дело благое». То есть он согласен, чточто-такое надо делать, но вот именнотак, как предлагает правительство,делать не надо. Это и есть метод работыгосударства — навязать проблемы, чащевсего ложные, предложить многочисленныеи противоречивые «решения» этих проблем,устроить бурные дискуссии по их поводуи в ходе этого процесса, расширитьполномочия и увеличить расходы. Приэтом, что крайне важно, всем этимзанимаются будущие жертвы налогообложения.Сами. Совершенно добровольно. Когдаумные люди в интернетиках рассуждаюто том, как «вывести доходы из тени»,чиновник видит в этом четкий сигналтого, что здесь получено согласие наналогообложение и, следовательно, здесьесть прибыль и «тогда мы идем к вам».
Любому, знакомому с экономикойизвестно, что «вывести доходы из тени»можно только перестав наказывать заних налогами. Нет наказания — нет тени,есть наказание — есть тень. Пока никтоне говорит об отмене реальной причины,под предлогом «вывода из тени» будетосуществляться рост государства и егорасходов (и соответственно, сокращениенашей свободы и наших доходов). И так слюбой «проблемой», которую якобы решаетгосударство.
Однажды мне попалсявпечатляющий перечень разных «модныхфишек», которыми государство в СШАпоясняло свою деятельность в разныевремена. Многиеиз этих фишек я помню, хотя и не живу вСША. Украинец тоже без особого трудавспомнит государственные кампании ипроекты, которые должны были в итогенас осчастливить — от «инновационнойэкономики» и «поддержки стратегическихи наукоемких отраслей», до «борьбы стеневой экономикой» и «борьбы залегализацию теневой экономики». Господь,наверное, ждет чего-то особенного отукраинцев, потому, что прямо вот сейчасон показывает нам весь абсурд этойдеятельности, наинагляднейшим образом,ведь прямо здесь и прямо сейчас очередноеувеличение расходов бюджета ( 527 миллиардовгривен в 2015-м году против 450 миллиардовв 2014-м) идет в виде кампании их жесткогои даже «небывалого» сокращения. «Ну,украинец! Ну, давай, понимай уже!» - какбы говорят нам горние силы. Но, нет, невидит и не понимает.
Возникаетвопрос — а можно ли и, если можно, то какпротивостоять постоянному ростугосударства и его (то есть, наших)расходов. Сразу скажу, что там, гдегосударству удается изобрести такиепредлоги для расширения, в которыеширокая публика готова верить допоследнего, государство и расширяетсядо этого самого последнего, то есть, довойны, голода и разрухи, как в режимахСталина, Гитлера или Мао.
Традиционнымпутем противостояния является активноеорганизованное сопротивление. Вот,скажем, как ни старается американскоегосударство разоружить американцев,но те пока что держатся (хотя и отступают).
Однако, существуюточевидные обстоятельства, которые всредне и долгосрочной перспективеделают сопротивление бесполезным. Исамое плохое здесь то, что расширениегосударства есть неосознанный инеконтролируемый самим государствомпроцесс. Ведь оно начинается не столькона уровне общегосударственных проектов,на которые выделяются деньги из бюджета,сколько на этапе маленьких инициативмаленьких чиновников и их подразделений.Инициативы эти проходят проверкувременем и согласием людей, многие изних погибают не находя согласия, многиене выдерживают конкуренции с другимиинициативами, все это внешне весьмапохоже на бизнес. Люди в состоянииорганизованно противодействоватьтогда, когда они четко понимают угрозу,которую несут эти инициативы, а этобывает не так часто. Обычно, угрозаначинает ощущаться тогда, когдапротиводействовать уже поздно.
Кроме того, вотличие от бизнеса, неудачливые инициаторыне разоряются, государство вообще ненесет издержек. У него бесконечный запастерпения и времени, оно никуда не спешит.Оно готово отступить под давлениемпублики сегодня, чтобы вернуться завтра,когда внимание будет отвлечено на что-тодругое. Чтобы напрямую противодействоватьрасширению государства, необходимопротивопоставить ему что-то столь женеумолимое и безжалостное, бесконечнобдительное и бессмертное. Насколькомне известно, ничего такого на горизонтене наблюдается, а это значит, что в концепути нас ждут радостно потирающиеладошки Сталин, Гитлер и Пол Пот.
Ну, а теперьрождественская история. Пускай этобудет неизвестная науке серия сериала«Стар Трек». На одной планете властьзахватил Суперкомпьютер. Поскольку тамвсе механизировано, автоматизированои компьютеризировано, то Суперкомпьютерлегко входит в каждый дом, в каждуюкофеварку и в каждую программу, подменяетсобой экзе-файлы и творит всяческийбеспредел. Аборигены вызывают «Энтерпрайз»,поскольку сами справиться не могут, асил больше нету никаких. Кирк и Спокузнают от старожилов, что все дело, судяпо всему, в том, что у Суперкомпьютера,призванного приносить суперпользу,сгорел Автоматический ВстроенныйРеформатор, функция которого была втом, чтобы бить железного друга пошаловливым ручкам, если вдруг что нетак. Ну а теперь адская машина вытворяетчто хочет, уничтожила все запасыАвтоматических Встроенных Реформаторовна складах, следит за всеми и никакогосладу с ней нет, не помогают ни фаерволы,ни антивирусы, ни выключить и сновавключить.
Кирк и Спок ценойневероятных усилий добывают последнийэкземпляр Автоматического Реформатораи в масках Санта Клаусов проникают нарождественскую вечеринку, которуюзлобная тварь устраивает в своем машинномзале. Надо ли говорить о том, чтоСуперкомпьютер давно разгадал планыдрузей и теперь замышляет уничтожитьих вместе с последним экземпляромспасительной для аборигенов платы? Надоли говорить, что он заблокировал связьи теперь друзья лишены всяческой надеждына помощь, а «Энетрпрайз» превратилсяв бесполезное корыто, болтающееся наорбите?
На вечеринке наКирка и Спока в масках Санта-Клаусовнападают приспешники Суперкомпьютера,сам он изо всех сил облучает героевэлектроникой и, в целом, творится чертичто. Кирк, обороняющийся от превосходящихсил, в жаре битвы ломает последнийАвтоматический Реформатор, друзьяокружены, кажется, что все пропало и тутСпок замечает, что Суперкомпьютер можнопросто выключить из розетки.
СРождеством вас, читатели, веселих свят!