В прошлом году ко дню рождения Льва Толстого (9сентября 1828 г.)я написал два поста о том, чему мы можем у него учиться (см. http://blog.liga.net/user/ystetsenko/article/15542.aspx,http://blog.liga.net/user/ystetsenko/article/15587.aspx).И сегодня хотел бы поделиться мудростью Льва Николаевича.

Моё внимание привлекла дневниковаязапись писателя, сделанная 6 августа 1884 г.:«…В числе ряда дел, наполняющих жизнь, есть дела настоящие и пустые. Знатьнастоящие и пустые – в этом всё знание жизни».

9 марта 1890 г. Толстой в дневнике описываетразговор с сыном: «Сережа говорит: надобыть занятым. Это ничего не говорит. Надо знать, чем быть занятым. А чтобызнать это, одно средство: делать то, что тебе нужно, то, что ты сампотребляешь, или то, к чему влечет неудержимо призвание».

Правоту этихмыслей писателя нахожу в своей практике.

В уголовномделе о мошенничестве я былпредставителем потерпевшего. Преступление очевидное, известны именаполучателя денежных переводов от моего клиента и еще имена несколькихпричастных лиц. Но нужно установить виновных лиц и собрать доказательства. Подаю следователю такие ходатайства:о запросах в миграционную службу и департамент информационно-аналитического обеспечения МВД обпричастных лицах; о выемке документов в банке об открытии счета и движенииденежных средств; о выемке информации у оператора мобильной связи; об установлениилица, пользовавшимся электронной почтой.

Спрашиваю следователя о результатахрассмотрения. Отвечает мне по телефону: «Пока не читал ваши ходатайства. Занят.Позвоните завтра». После этого еще услышал от него разное: «На дежурстве… Навыезде… После дежурства… В суде… У прокурора… Иду на совещание… Занят наследственном действии по другому делу…».

Хотел спросить, пробовал ли онрасследовать или только быть занятым. Но длительность каждого разговора соследователем составляла секунды.

Ладно. Следователю надо спешить, онзанят.

Подаю повторные ходатайства, уже начальникуследственного отдела. Прошу его проконтролировать исполнение. Без ответа.

Подаю прокурору жалобу на нарушение следователемпроцессуальных сроков. Отвечает, что дал письменные указания.

Следователь отвечает, что всё ещезанят.

Пишу жалобу в следственное управлениео дисциплинарном производстве в отношении следователя и его начальника. Получаюотписку о проведенной проверке.

Время идет, а по делу ничего неделается. В банке, в котором нужно изъять документы, уже введена временнаяадминистрация. Следователь обещает всё сделать, но пока еще занят. Сноважалобы. Получаю ответ, что проверили работу следователя по делу. Этотследователь уволен с органов внутренних дел. В деле назначен новый…

«Вжик, вжик, вжик, уноси готовенького,

Вжик, вжик, вжик, кто на новенького», поётся в песне.

Вряд ли новый следователь был менеенагружен делами, чем предыдущий. Но он провёл все следственные действия, окоторых я просил.

В другом деле следователь был такой занятый, что и на звонки не отвечал.Приходил к нему сам. Заставал его за игрой на компьютере в карты, несколько разв кабинете ощущался запах перегара. Один раз следователь был с синяком подглазом. Значит, досуг успевает организовать! Но только с расследованием по моемуделу у него никак не получалось продвинуться. Всё время был занят другимиделами. После нескольких моих обращений о дисциплинарном производстве этого следователяпоменяли на другого.

О том, что следователи перегруженыделами, слышу от них часто, как и постоянные отговорки о занятости. Один из нихмне как-то сказал: «Занялся бы вашим делом, расследовал бы, да некогда. Всёруки не доходят. Дежурства, выезды, совещания… Уже хотел было приступить, нопрокурор позвонил, другое дело срочно требует расследовать». На встрече с этимследователем я был с клиентом-тоже потерпевшим. Вышли из кабинета, он мне говорит:«Я его вспомнил. Несколько лет назад у жены сумочку украли. Он вёл дело. Ничегоне сделал. Думаю, и сейчас не сделает. Тюфяк. Да и не занят он, а об обедедумает, а не о деле».

Прав Толстой, что занятость мешаетнаполнять жизнь делами настоящими, а не пустыми. Предназначение следователя расследовать преступления, а не быть занятым. Да и не только о следователяххотелось бы сказать. О многих из нас. Ведь занятость – это удобная ширма прикрытьлень. Лень даже подумать о том, что действительно важно и нужно делать в жизни,не говоря о самом делании. А еще занятость придает чувство важности человеку. Ответ«Я занят!» звучит как «Я больше чем ты!».

Мы часто путаем занятость спродуктивностью. В одном из блогов встретил определение продуктивности, как продвижениек мечте. Понравилось. По-моему, это понятие продуктивности очень близкоподходит к словам Толстого о призвании в жизни.

Не может призванием человека бытьзанятость. И не должна. На самом же деле постоянная занятость делает человека посредственным.Хотите проверить? Назовите мне имена авторитетных следователей в Украине.Несколько имен из истории еще сможете нагуглить. А кого из нынешних назовёте? Думаю, что многие из следователейпотому и выбирали эту профессию, что когда-то в юношестве после прочтения илипросмотра историй о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, комиссаре Мегрэ, лейтенанте Коломбо захотели стать лучшими в расследованиисамых запутанных преступлений. А стали только занятыми не тем, что им нужно.Жаль.

Будьте продуктивными, а не занятыми. Сзанятыми людьми случаются события, а не они их создают. Создавайте. Идвигайтесь к мечте.