The Economist Intelligence Unit (EIU), является подразделением исследований и анализа The Economist Group и существует с 1946 года. Недавно они подготовили рейтинг Democracy Index 2017, в котором Украину отнесли к «гибридным режимам» или «гибридной демократии». «Гибридная демократия» означает, что действующий режим имитирует демократические институты, но демократией, по сути, не является.

Что на самом деле неудивительно. Для демократии характерна национальная консолидация граждан на основе понимания себя субъектом права, а также набора предельных мотиваций и установок (прав человека, свободы собраний и печати, свободных выборов, свободы совести и т.д.). Соответственно, как участники законодательного процесса, граждане должны исходить, не принудительно, а исключительно добровольно, из понимания общественного блага, конечно же с оглядкой на собственное, но с готовностью идти на жертвы ради общего блага, но опять же, только добровольно.

В таком случае, мобилизация и консолидация граждан происходит через коммуникацию, общественное обсуждение вызовов, которые касаются всех и каждого, а также выработки адекватных правовых ответов на эти вызовы. В то же время консолидация происходит, когда законодательные ответы на вызовы соответствуют моральным ориентирам о должном и справедливости. Т.е. данное решение получает не только правовую легитимацию, но и моральную. При несоблюдении таких критериев происходит дисбаланс и, либо принятые законы не работают, либо функции государства подменяются деятельностью сторонних лиц, которые сами определяют, что справедливо и законно. Что собственно мы можем наблюдать сегодня в Украине.

Для сегодняшней Украины характерна консолидация граждан с помощью технологии «осажденная крепость», что позволяет тотально мобилизовать население и активизировать национальное самосознание, но в краткосрочный период, т.к. отсутствует позитивная социальная программа и имеется большая зависимость от врагов, которые вот-вот нападут. Причем все, в той или иной степени, объективные, но имеющие негативные последствия, экономические, правовые, религиозные факторы утверждаются привнесенными извне, либо внутренними «врагами». Что понятно, потому что «наши враги – зло, следовательно мы – добро», а добро не может, например, заниматься коррупцией. Соответственно коммуникация между гражданами направлена не на борьбу с вызовами и адекватное законотворчество, а на борьбу с «пятой колонной» и обличение, т.е. разделение общества на группы, а не консолидацию. А это уже инструментарий «фундаментализма», т.е. своего рода «гибридный фундаментализм», как и «гибридная демократия». 

Краткосрочность консолидации, опирающейся на риторику «осажденной крепости» для Украины, подтверждается сегодня и исследованием Center for Insights in Survey Research Международного республиканского института, который с ноября по декабрь 2017 года проводил социологические опросы в Украине. Если совсем коротко, то поддержки у действующей власти практически нет, а население все больше волнует не война на Донбассе и оккупация Крыма, а рост цен и коррупция. Что еще более печально, особой поддержки нет и у возможных кандидатов на государственные посты, а если бы выборы прошли в ближайшие выходные, 39% населения не знает, за кого голосовать.

Печаль всего вышеизложенного в том, что гибриды очень хорошо приспосабливаются и адаптируются, а также стремятся выжить любой ценой.