Ни хлеба, ни зрелищ
Чемпионат мира по футболу – событие планетарного масштаба, финальная часть которого проходит раз в 4 года. О важности и значимости это турнира, думаю, говорить не стоит. Предыдущий ЧМ проходил в Бразилии, 64 матча турнира в общей сложности посетили 3 141 440 человек. Общая посещаемость фан-зон, расположенных в бразильских городах, составила 4 872 670 человек. В Бразилии побывали 1 015 035 иностранных туристов. Кроме того, по стране путешествовали 3 056 397 граждан Бразилии. По телевизору все матчи суммарно посмотрело 30 миллиардов человек, а финал смотрели 1,2 миллиарда человек.
Следующий турнир пройдет в РФ летом этого года. Сборная Украины по старой доброй традиции не вышла в финальную стадию ЧМ, но это уж точно то, чему болельщики в Украине не удивились. Но вот чему однозначно удивились, так это отказу ФФУ от квоты на билеты для болельщиков, а также отказу от помощи в аккредитации журналистов. Более того, сама трансляция матчей в нашей стране все еще под вопросом.
Для начала поговорим о билетах. Без учетов матчей открытия и финала, стоимость билетов третьей категории варьируется от $105 до $285, второй категории – $165-480, первой – $210-750. Финал — минимум 7040 рублей, максимум 66 тысяч. Реализация билетов проходит в несколько этапов, так вот на первом этапе поступило около 3,5 млн. заявок, а получили билеты чуть более 740 тыс. болельщиков, т.е. 4,5 человек претендует на один билет. Сейчас идет второй этап реализации, и уже поступило 5 млн запросов. Стоит понимать, что в целом это обычная ситуация, независимая от страны проведения. Что печально, отказ от национальной квоты означает, что украинским болельщикам попасть на игры будет практически невозможно.
Ситуация с трансляцией тянется уже около года, даже когда еще формально не было понятно, поедет наша сборная на мундиаль или нет. То есть уже тогда топ-чиновники призывали не транслировать матчи, даже если сборная поедет. Но вот в чем странность момента: European Broadcasting Union занимается реализацией прав на трансляцию, и НОТУ уже купила права, о чем свидетельствует документ ФИФА. По устоявшейся у нас практике права покупает государственный телеканал, а потом перепродает коммерческим. Так вот, в 2014 году Первый национальный купил права за 3,5 млн. евро бюджетных денег и перепродал «Медиа Группе Украина», сумма не разглашалась. Но в этот раз МГУ не торопится принимать решение о покупке и трансляции.
Что из этого следует? Украина очень уверенно идет к тому, чтобы стать первой страной в истории, которая отказалась транслировать Чемпионат мира по футболу. Более того, в нашем бюджете так много денег, что мы можем особо не обращать внимания на те 3,5 млн. евро.
Болельщики не попадут на стадионы и скорее всего не увидят футбол по телевизору, но, с другой стороны, они ведь как-то живут без горячей воды (а иногда просто без воды) по нескольку месяцев.
Насколько продуктивны усилия нашего МИД по призывам бойкотировать ЧМ, можно увидеть по заявкам на билеты, а после турнира можно будет увидеть по ТВ-трансляциям в мире и количеству туристов посетивших мундиаль.