«Це остаточне «прощавай». Но Украина его не сказала
Слова Гаранта про «...зворотній відлік до незворотних змін. І це буде остаточне «прощавай» Російській імперії і слова «back in the USSR» ми будемо чути, лише слухаючи Beatles, і ніколи більше не повернемося в Радянський Союз», конечно, звучат серьезно, но, для того, чтобы куда-то не вернуться, надо сначала оттуда выйти, не так ли?
На днях вышло большое и продуманное социсследование по миграции украинцев в еженедельнике «Зеркало недели», ознакомиться с которым можно на сайте издания. Для нас интересным показался один из аспектов, а именно отношение опрошенных к тому, что граждане Украины работают в РФ. Ответы были следующими:
Если нет работы дома, то возможен заработок в РФ – 41,9%
Какая разница, где зарабатывать – 21,2%
Неприемлемо – 22,1%
Разбивка по регионам выглядит еще немного интереснее:
Запад (допускаю/не допускаю) – 49,4 / 34,8 %
Центр (допускаю/не допускаю) – 60 / 21 %
Юг (допускаю/не допускаю) – 76,1 / 12,7 %
Восток (допускаю/не допускаю) – 74,5 / 16,9 %
При этом 34,4% опрошенных опасаются проявлений враждебности в России, но 63% респондентов все равно считают трудоустройство украинцев в России возможным. Статистика более чем красноречивая.
И, понимаете, в чем проблема, такие результаты уже нельзя списать на «ватников» Крыма и Донбасса (Крым оккупирован практически 4 года, пропускной режим с ОРДЛО установлен 3 года назад). В тоже время, с 2014 по 2017 годы, фондом «Русский мир» в Украине было проведено 20 грантовых мероприятий (это без учета неподконтрольных территорий), в том числе трижды в Киеве, пять раз в Одессе, пять раз в Харькове, три раза в Херсоне.
Недавно Семен Глузман привел в блоге свой разговор с западным дипломатом: «Вы все в Украине безголосые. Вы все еще советские. И в этом все ваши проблемы. Когда я начинал свою работу в Украине, я сочувствовал всем вам. Сейчас, уезжая, я понимаю, что покидаю большой осколок СССР. Даже агрессивный и жестокий Путин не смог вас разбудить...». И с этим сложно, если вообще возможно, спорить и вот почему.
В 1918 году появился ленинский план «монументальной пропаганды», декрет, которым наркому просвещения предлагалось: «В разных видных местах... разбросать краткие, но выразительные надписи, содержащие наиболее длительные коренные принципы и лозунги марксизма, также, может быть, крепко сколоченные формулы, дающие оценку тому или другому великому историческому событию». К слову, а чем сейчас инфокомсомол занимается? И речь не о конкретном наполнении пропаганды, а об инструментарии.
Еще одним важным аспектом плана были новые памятники: «Ещё важнее надписей я считаю памятники: бюсты или целые фигуры, может быть, барельефы, группы». Открытие памятника, по мнению Ленина, должно было стать маленьким праздником и актом пропаганды. Возможно поэтому сейчас первые лица государства с помпой открывают школы и детские садики, а не первыми делают праздник из открытия канализационного люка, как, например, в Старобельске.
И можно было бы это частично нивелировать, например, правами человека, доступом к правосудию, но снова что-то не получается. Только на днях министр внутренних дел на брифинге сказал, что «25% населення України схвалює насилля і тортури проти певної категорії злочинців». Т.е. речь идет о людях, чья вина еще не доказана, и 25% украинцев считает, что их можно пытать.
Все тоже исследование «ЗН» показывает, что «87,8% участвуют в избрании «тормозов» (респонденты сами определяли, что тормозит развитие) нормального развития страны, но лишь 3,2% чувствуют вину избирателей в том, что Украина тормозит в развитии». От большинства, по мнению респондентов, по-прежнему «ничего не зависит», у нас «все одинаковые», ну и коронное «мы не этого хотели».