На первый взгляд, конфликт между Россией и Украиной полон парадоксов. С другой стороны, достаточно верно однажды заметил один кризис-менеджер: «Мы исходим из того, что человеческое общество представляет собой рефлексивную полисистему, в которой идеи и представления, используемые людьми для осмысления своего прошлого и проектирования будущего, более реальны, чем фактическое положение дел». На некоторых «парадоксах» стоит остановится подробнее.

Парадокс первый. Культурный
С ноября прошлого года российские артисты должны получать разрешение СБУ для въезда на территорию Украины. А в январе этого года уже поступили предложения ограничить въезд / облагать налогами / ввести реестр / уголовную ответственность для украинских артистов, гастролирующих в РФ. Мотивируется это, в том числе, защитой культурного пространства. В тоже время в Украине открыто и без каких-либо преград действуют 8 культурных центров государственного российского фонда “Русский Мир” и еще 4 центра действуют на неподконтрольной территории. Это фонд был создан указом Президента РФ с целью продвижения и развития русского языка и культуры в мире.

Практически ту же функцию выполняет и Россотрудничество, представительство которого ведет деятельность в Украине с 2007 года. "Представительство осуществляет свою деятельность в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины «Об учреждении и условиях деятельности информационно-культурных центров» от 27 февраля 1998 года. К числу приоритетных задач представительства относится развитие и укрепление всесторонних российско-украинских гуманитарных связей в интересах взаимопонимания и сотрудничества, а также разработка и реализация проектов и программ, направленных на поддержку русского языка, продвижение отечественной культуры, российских образовательных услуг, помощь объединениям соотечественников, ветеранским организациям».

Парадокс второй. Блокада
Прошлый январь подарил нам массу откровений, актуальных до сих пор. Вдруг оказалось, что антрацит мы покупаем никак не в ЮАР, для многих открытием было и то, что на неподконтрольной территории существуют подконтрольные предприятия, за 2016 год они дали в бюджет более миллиарда долларов налогов, на них работает около 15% населения ОРДЛО и получает зарплату в гривнях на банковские карты. При этом механизма выплачивать там пенсии по-прежнему нет, потому что картами могут завладеть террористы. Уже сейчас дошло до того, что глава парламентского комитета по правам человека Григорий Немыря предложил Европейскому союзу внести возобновление выплат пенсий жителям оккупированных районов Донбасса в число условий предоставления Украине финансовой помощи.

Сама блокада развивалась достаточно интересно и подавалась медийно так: патриоты ликвидируют торговлю с оккупантами/террористами. Но как бы не так, спикеры от власти все до одного твердят: ситуация на руку России, блокада в ее интересах. И вот тут что-то пошло не так, такой месседж общество не восприняло и требовалось «оседлать» процесс, с этой целью «Рада національної безпеки і оборони України вирішила: 

1. Тимчасово, до реалізації пунктів 1 і 2 Мінського «Комплексу заходів» від 12 лютого 2015 року, а також до повернення захоплених підприємств до функціонування згідно із законодавством України, припинити переміщення вантажів через лінію зіткнення у межах Донецької та Луганської областей.

2. Кабінету Міністрів України невідкладно вжити заходів щодо: припинення переміщення вантажів через лінію зіткнення у межах».

Теперь же, подводя итоги прошедшего года, все как один чиновники, вводившие/поддерживавшие блокаду, официально говорят, что мы потеряли от 1,8 до 2,5 млрд. дол., у нас высокий курс, нечем отапливать ВУЗы из-за непонятных людей, блокировавших товарооборот с ОРДЛО.

Парадокс третий. Экономический 
Тут никаких секретов уже давно нет, написано об этом очень много. Основные моменты следующие: 

1) прямые иностранные инвестиции (Россия – крупнейший инвестор); 

2) больше всего угля мы закупаем у России (про газ даже наверное говорить не стоит); 

3) товарооборот вырос почти на 29% за 2017 год. И в правительстве считают, что это нормально и законно.

Вот так и получается, что в представлениях о себе у нас бескомпромиссное противостояние, а в реальности…