Ситуация с референдумом в Нидерландах, а также другие промахинашей страны на международной арене показали, что никакие сиюминутные проблемы не должны заслонять будущее. Учитываем ли мы сегодня существующие в мире тренды по продвижению своего будущего? 
  
В 2007 году был создан указом президента РФ № 796 фонд «Русский мир», цель которого – популяризация в России и мире русского языка и культуры. Основной ареал продвижения идей фонда – страны СНГ, но фонд работает во всем мире и на сегодня существует уже 250 центров и кабинетов в 76 странах. Официально российская диаспора составляет  11 млн. чел., но так как фонд считает «русскими» всех, кто в той или иной степени изучал русский язык и культуру, то таких «россиян» насчитывается примерно 120-130 млн. (кстати, сразу становится понятно, для чего нужен закон «О российской нации»), то есть, как и население самой России. Таким довольно нехитрым способом происходит увеличение диаспоры в десять раз, получается, что в России проживает столько же «русских», как и за рубежом. 
  
В первый год существования бюджет фонда составлял около 20 млн евро государственных средств, это без учета частных пожертвований, объем которых не раскрывается. В дальнейшем государственное финансирование по ряду причин было сокращено (на 2017 год в бюджете предусмотрено 7 млн евро), но т.к. часть финансирования является скрытой, невозможно установить, действительно ли оно уменьшилось. За 10 лет своего существования фондом было выдано около 3000 грантов, партнерами фонда являются около пяти тысяч организаций и учреждений более чем в ста странах мира. До 2020 года планируется потратить 3,75 миллиарда рублей на популяризацию русского языка в мире. 
  
Фонд активно продвигает свои интересы, например, в... Сирии. В 2014 году было принято решение об обязательном изучении русского языка во всех школах Сирии. В настоящее время русский язык в этой стране изучают 11 тыс. школьников в 110 школах. Цель на ближайшие два года довести это число до 50 тыс. человек. А Дамасский университет планирует принять около 500 студентов на специальность “русский язык”. Точно также принимают зарубежных студентов в России, им оплачивают обучение и даже компенсируют расходы на дорогу. 
И это только малая часть деятельности РФ по популяризации русского языка и культуры. Существует еще как минимум две структуры: Россотрудничество и Международный совет российских соотечественников, которые ведут похожую деятельность и представительство в мире/СНГ которых ничуть не меньше. 
Такая деятельность не является инновационной, подобные институты и фонды содержит каждая уважающая себя страна, претендующая на весомую роль в глобальной политике. Турция, например, создала Центр турецкой культуры имени Юнуса Эмре, открытие которых началось в 2009 году при поддержке Фондом Юнуса Эмре, созданным 5 мая 2007 года по инициативе президента Турецкой Республики А. Гюля и продолжается по сегодняшний день. Он назван в честь турецкого литератора и общественного деятеля Юнуса Эмре. С 2009 по 2011 год Фонд Юнуса Эмре открыл 18 культурных центров. На сегодня во всем мире существует 43 культурных центра. 
  
КНР продвигает свои культурные интересы с помощью Института Конфуция. Первый Институт Конфуция был открыт 21 ноября 2004 года в Сеуле, Южная Корея, после создания экспериментального института в Ташкенте, в июне 2004 года. По состоянию на 2014 год на шести континентах насчитывалось более 480 институтов Конфуция в десятках стран. По оценкам Министерства образования КНР, к 2010 году 100 миллионов человек за рубежом изучали китайский язык. КНР планирует открыть 1000 институтов Конфуция к 2020 году.   
  
Украина в этом году планирует создать четыре зарубежные представительства – в Варшаве, Берлине, Париже, Риме – государственного учреждения «Украинский институт». В следующем – открыть офисы еще в Нью-Йорке и, возможно, Пекине. Однако к концу года Институт должен пройти организационные этапы становления. Ожидается, что после того как Минюст утвердит устав «Украинского института» и порядок проведения конкурса на должность директора, МИД проведет конкурсы, и в Институте появятся руководство и штат. Но стратегия и тактика работы еще только вырабатываются. На 2017 в бюджете МИД выделено 77 млн грн на работу с украинской диаспорой и на формирование имиджа Украины. Из этой суммы 7 млн грн предусмотрено для проектов, ориентированных на украинцев, проживающих за рубежом, 48 млн – на обеспечение положительного имиджа страны и 22 млн – на функционирование «Украинского института». 
  
И речь вовсе не о том, что Украина сегодня финансово не может позволить себе соперничать с РФ, нет. Вопросы очень простые и возникают сами собой: А кто сегодня в Украине занимается изучением Украины? Истории, культуры, языка? Какие существуют государственные программы поддержки таких исследований? А частные? Может быть, какой-нибудь фонд практикует оплату съемок фильмов на украинском языке? Или существуют резиденции для писателей, которые пишут на украинском языке? Продолжать задавать вопросы можно бесконечно. Речь не о соперничестве, а о деятельности как таковой, чего мы ждем?

 
Задача не в том, чтобы всех победить – речь о достаточно банальной инвестиции в себя и собственное завтра. По крайней мере, для тех, кто связывает это завтра с Украиной.