Когда деньги – мусор, в прямом смысле этого слова. И в какой это стране?
Мы все привыкли к тому, что выбрав товар в супермаркете, кладем его на весы, нажимаем на наименование товара и получаем чек. В Венесуэле теперь так можно сделать не со всеми товарами. Так один килограмм шинки стоит 1 480 000 боливар. А весы, на которые кладется килограмм шинки, могут показать только цену, которая измеряется шестью цифрами, так как больше в окошечке, где показывается цена, нет места. Таким образом, вы можете купить только 675 грамм шинки. Если хотите купить больше, надо будет взвесить второй раз.
То есть в Венесуэле вы не сможете купить один килограмм шинки. Почему? Потому что цена за него будет очень длинная.
Это я написал 22 марта 2018 года в статье: «Цены бывают не только высокими, но и длинными». А после этого цены совершили ещё более невероятный скачок и инфляция в том, 2018 году составила 65 000%.
Затем в 2019 году – 19 900%, в 2020 году – 2 355%, в 2021 году – 2 700% и в этом году ожидается инфляция на уровне в 2 000%.
Бумажные деньги там сегодня почти ничего не стоят. Боливарские купюры иногда валяются на улицах, с ними обращаются как с мусором. Потому что венесуэльцы на них ничего не могут купить. Один миллион венесуэльских боливаров меньше двух евро. Если вы идете за покупками с наличными, вам нужно иметь очень толстую пачку денег.
Чтобы граждане не сбивались со счета при пересчете наличности, венесуэльский центральный банк в октябре удалил шесть нулей, т.е. разделил все цены на один миллион. Это означает, что боливар потерял 14 нулей за 14 лет. Только летом 2018 года с национальной валюты убрали пять нулей. Если бы этого не произошло, то сегодня венесуэльцы рассчитывались бы при покупках квадриллионами.
В октябре валюта также была переименована, теперь она называется «цифровой боливар» — еще и потому, что наличными в Венесуэле практически никто не пользуется. Считается, что венесуэльцы оплачивают 98 процентов своих покупок с помощью мобильного телефона или банковской карты.
Экономический кризис в Венесуэле длится годами. Объем производства в стране упал на 80 процентов с 2014 года. Население в значительной степени обеднело, многие голодают. Те, у кого была возможность, эмигрировали: с начала кризиса свою страну покинули 5,6 миллиона венесуэльцев.
И это самая богатая на нефть страна.