Определенное количество людей, прочитав заголовок  «Если НАТО развалится, то виновником будет …», особо не задумываясь, пропущенное слово, помеченное точками, заполнили бы фамилией президента США, Дональда Трампа. Это сделало бы с удовольствием и руководство Германии. Одна беда, что, по мнению многих членов НАТО, по мнению большинства государств-членов НАТО и, по мнению многих здравомыслящих людей в Германии, основная вина за возможный развал Североатлантического блока лежит на Германии.

4 апреля 2019 года исполняется 70 лет с того момента, когда 4 апреля 1949 года в США, с целью защиты Европы от советского влияния было создано НА́ТО, Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, Североатлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l'Atlantique Nord, OTAN) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду.

«Если бы мир был прост: Дональд Трамп - это зло, а Ангела Меркель и СДПГ -  хорошие парни. И не было бы Владимира Путина, а вместо него был бы кто-то, такой же хороший и слабый, как Михаил Горбачев, тогда бы НАТО могло праздновать завтрашний день как великую победу: 70 лет существования, 70 лет мира, исчезновение Советов, безобидность русских, и первый дружелюбный западный солдат из Эстонии в Берлине» - так начинает свою статью Ульрих Рейц «Когда речь идет о внешней безопасности, на СДПГ нельзя полагаться».

Но мир не прост. Внешнюю политику России, российского руководства, сегодня можно охарактеризовать словами из песен «хотят ли русские войны?» и «мы за ценой не постоим». А как с вопросом цены у Запада и в первую очередь у Германии?

Когда Россия в 2014 году аннексировала Крым и начинались известные события в Луганской и Донецкой областях, то меня больше всего удивлял тот факт, что украинцы, среди которых и те, кто пришел к власти, надеялись на помощь Запада, в том числе и на Германию. Тот, кто тогда читал заявления немецкого руководства по поводу действий России против Украины, мог видеть, что России фактически давался зеленый свет на завоевание всей Украины. Недаром тогда вновь вспомнили о пакте Риббентропа-Молотова от 1939 года, который разделял Европу на сферы влияния Германии и СССР.

Сегодня тем, кто надеялся на возможную военную помощь со стороны Германии в конфликте между Россией и Украиной я хотел бы напомнить, что руководство Германии не то что не хочет никого защищать, оно не хочет даже на 0.1% от ВВП увеличить свой оборонный бюджет. То есть:

в Германии не только не хотят и не могут никого защищать, они то и самих себя не хотят и не могут защитить.

Все чаще и чаще об этом пишут немецкие сми. С одной стороны политики страны не хотят увеличивать оборонный бюджет, а с другой стороны современные вооруженные силы Германии в полном упадке.

И эта проблема, увеличение расходов на оборону, возникла не вчера. Уже при Рейгане заговорили о необходимости „burden sharing“ «разделении бремени», разделении бремени в НАТО в отношении расходов на оборону, когда еще не было единой Германии.

 

Расходы стран НАТО на оборону в 2018 году в млн. долл. и в процентном отношении к ВВП

С тех пор ничего не изменилось. Кроме обещаний со стороны Германии ничего нет. Немецкое издание der Spiegel пишет: «Спустя 70 лет после своего основания НАТО находится в экзистенциальном кризисе. Спор о расходах на оборону грозит разрушить военный альянс. У позорного столба в первую очередь стоят немцы». А статья называется „Wortbruch“ «Нарушение обещания». Пять лет назад, когда Россия аннексировала Крым и над Европой нависла угроза, Ангела Меркель пообещала - нет, нет, не противодействия России, а просто увеличения расходов на оборону до двух процентов от ВВП.  И что же? Когда корреспонденты der Spiegel спросили у министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен о надежности Германии в этом вопросе, то она ответила, что бюджет страны растет, а значит, увеличивается вклад в НАТО и очень важно, «что федеральное правительство приняло обязательное решение о том, что к 2024 году оборонный бюджет достигнет 1,5 процента внутреннего валового продукта. Это амбициозно, но достижимо». Подождите, скажет читатель, а где обещанные  Ангелой Меркель 2%? Это вопрос к Ангеле Меркель. Если все будет идти такими же темпами, как это происходит сейчас, то читатель сам все может подсчитать. В 2014 году  затраты на оборону в Германии – 1.19% от ВВП, в 2024 году – 1.5% от ВВП, то 2% будут в … году.

 

Урсула фон дер Ляйен – министр обороны Германии

Поэтому неудивительно, что многие немецкие политики признают обоснованность претензий Дональда Трампа, когда тот говорит, что мы не можем защищать Германию от России, в то время как сама Германия обогащает Россию, продолжая принимать  участие в строительстве «Северного потока-2». Кроме того, эти же люди указывают правительству на тот факт, что если США действительно осуществят свою угрозу, выйдут из НАТО и уберут свои войска из Европы, то есть, предоставят Европе возможность самой беспокоится о своей безопасности, то оборонный бюджет Германии должен будет в мгновение ока увеличиться в два раза.

И снова вопрос, так кто же в Германии против увеличения расходов на оборону: население страны, политики? И если политики, то какие партии в первую очередь. Ответ – все, только в разной степени.

Не все, наверно, помнят о том, что из-за укрепления обороноспособности страны, своего поста лишился Гельмут Шмидт —пятый федеральный канцлер ФРГ. СССР начал в середине 70-х годов размещать в европейской части ракеты среднего радиуса действия. 12 декабря 1979 года на саммите НАТО в Брюсселе, где были представители всех стран НАТО, за исключением Франции, было принято решение  в ответ на действия СССР  разместить в Европе 572 ракеты средней дальности. В 1982 году, когда начался подготовительный этап к размещению этих ракет, сотни тысяч протестовали против решения НАТО о развертывании новых ракет. В центре гнева был канцлер Гельмут Шмидт – тогда он боялся за свою жизнь, так как существовала реальная угроза его физического уничтожения. Как вспоминали позже, руководитель одного из государств, говорил Шмидту о необходимости быть готовым «быть застреленным при определенных обстоятельствах». И Гельмут Шмидт сказал тогда, что он готов позволить «даже физически убить себя» ради двойного решения НАТО о размещении ракет среднего радиуса действий.

 

Гельмут Шмидт в бундестаге 5 февраля 1982 года  dpa/dpaweb/rf/ar

В результате он остался жив, но вот канцлерства лишился, и власть перешла к Гельмуту Колю. С тех пор представители СДПГ не были замечены в приверженности укрепления обороноспособности своей страны, а наоборот, многое делали для потакания действиям России. Это касается и Франка Вальтера Штайнмайера, и Зигмара Габриэля.

В отличие от вышеназванных политиков СДПГ канцлер Германии Ангела Меркель не высказывается так по отношению к России, но как заметил в своей статье «Германия угрожает НАТО» Константин фон Хаммерштайн «Положение Германии в мире измеряется не воскресными речами канцлера, а цифрами. Правительство экономит не в том месте».

Вот в связи с этим и вопрос, так готово ли правительство Германии удвоить расходы на оборону, если Дональд Трамп выполнит свои обещания.