При ежегодном катастрофическом росте отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Украины решение СНБО об избавлении от газовой зависимости от России на первый взгляд может показаться своевременным и мудрым. Предлагаемые им меры по укреплению энергетической безопасности нашего государства – диверсификация источников поставок природного газа, увеличение объёмов добычи газа на территории Украины, использование альтернативных видов топлива – бесспорны и несомненны. Как несомненна и опасность преобладания в стране импорта над экспортом.

Возможно, именно она, лежащая на поверхности простота и незамысловатость названных путей освобождения от российской «газовой иглы», и заставляет усомниться в том, действительно ли всё так просто. Только ли в экономике следует искать причины?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно для начала вспомнить простую аксиому о том, что нельзя, живя в обществе, быть от него свободным. Да, мы – независимое самостоятельное государство. Но не настолько независимое, чтобы абсолютизировать собственные интересы без учёта интересов окружающего нас сообщества таких же независимых стран.

Вспомнив историю газовых отношений Украины и России и усмотрев в ней явный политический оттенок, можно прийти к выводу, что мы сами виноваты в собственных бедах.

Об этом не так давно заявил второй президент Украины Л.Кучма: «Во всех газовых проблемах Украина виновата сама… и газ до 2010 года мы должны были получать по 50 долларов, плюс ежегодно мы имели до 30 млрд. кубометров газа только за транспортировку. А потом пришли «оранжевые» и похоронили все договорённости».

Факты, уже ставшие историей, подтверждают это. Началом газовой войны между Украиной и Россией можно считать предложение «Газпрому» пересмотреть тарифы на транзит российского газа, которое озвучил в марте 2005 года председатель «Нафтогаза Украины» русофоб Ивченко. Тогда в результате мы получили компромиссную цену в 95 долларов за тысячу кубометров (вместо 50) смешанного российского и туркменского газа.

Печальными звеньями этой логической цепи явились долг Украины в 2,4 млрд. долларов и продолжение войны в 2008-2009 годах. Тогда В.Путин заявил, что российской стороне не дают напрямую заключить контракт с НАК «Нафтогаз Украины» и причиной этого назвал внутриполитические противоречия Украины.

Возможно, наш народ и не поверил бы ему, если бы не был непосредственным свидетелем ожесточённого противостояния между президентом Ющенко и премьером Тимошенко, которое проявлялось в крайне абсурдных формах, подобных нашумевшей на весь мир истории с самолётом.

Спрашивается, при чём здесь Россия?

Казалось, после смены власти на Украине вопрос о цене на газ потеряет свою болезненность, и мы вместе с Европой облегчённо вздохнём. Увы, та злополучная цепочка не оборвалась, а, напротив, пополнилась ещё одним конфликтным звеном. Это и заставило предположить, что цена на газ по-прежнему остаётся не причиной конфликта, а его следствием.

Причины же лежат глубоко, гораздо глубже того дорогостоящего и опасного для жизни шахтёров угля, которым СНБО предлагает заменить российский газ.

Так что всё-таки мешает Украине быть таким же добросовестным и цивилизованным потребителем газа, каковыми являются страны Европы? Почему газовый синдром с пугающей неизбежностью продолжает нас тревожить?

Может, мы не умеем договариваться? Отчасти с этим можно согласиться. Да, мы не умеем договариваться, но не потому, что плохие переговорщики (не беру во внимание Ивченко, потребовавшего переводчика), а потому, что прежде, чем вступать в переговорный процесс, необходимо иметь чёткое представление о своём месте в мире, о приоритетах, о стратегии и тактике… и о многом другом, характеризующем страну как надёжного и предсказуемого партнёра.

Что же имеем мы? Некую размытую, неопределённую и шаткую позицию, которую можно назвать своеобразным дуализмом, увы, очень далёким от метафизического.

Мы громко объявляем о непоколебимом движении на запад, а сами тихо и неуверенно пятимся на восток. Никто в мире не может, и мы сами в том числе, понять, куда мы собираемся вступать: в таможенный союз или в зону свободной торговли с Европой. Эта раздвоенность, это желание сидеть на двух стульях может привести к тому, что Украина, по словам Л.Кучмы не будет нужна ни России, ни Европе.

Чтобы этого не случилось, необходимо не просто ответить на вопрос,  но и разрешить его: кому выгодно такое опасное балансирование? Причём сделать это должна власть. И чем быстрее, тем лучше.