Философские размышления. Противоречивая украинская душа
Если русскую загадочную душу не пытался исследовать лишь ленивый, то украинская, будучи не менее загадочной, почему-то всегда незаслуженно оставалась в тени, ревниво прислушиваясь как к похвалам, так и к упрёкам в адрес своей старшей сестры. Лейбниц, Бисмарк, Черчилль и многие другие именитые иностранцы рассуждали о ЗРД. Об украинской же ими не сказано ни слова… А напрасно, ибо непонятого в ней гораздо больше, чем понятого. Можно без преувеличения утверждать, что она и есть сама тайна, непостижимый шифр, кантовская «вещь в себе»…
Те, кто не знает об этом, иногда называют её странной, даже не догадываясь, что говорят о гипертрофированной противоречивости. Данное качество, на мой взгляд, и является преобладающим в характеристике украинской души. Кто-то скажет, что это плохо. Я же считаю, что это хорошо, так как противоречие, по справедливому утверждению философов, есть внутренний источник развития… Именно в нём заложен наш основной потенциал.
Хотя на практике излишняя противоречивость, порой, вредит. Взять, к примеру, последний снегопад, стихийное бедствие, обрушившее на наши головы десятки тонн снега. В данной ситуации весьма разумно было бы, хоть на время забыть о противоречиях и единым порывом броситься на расчистку завалов, как делают это примитивно-предсказуемые американцы, европейцы, японцы и прочие скучные народы. Но единство – не наша фишка. Наш девиз – борьба противоположностей. Наш лозунг – чем хуже, тем лучше! Потому что, когда хорошо, наступает гармония и покой, а, следовательно, начинается загнивание. Мы не желаем гнить, а поэтому выбираем борьбу… Но не со стихией, а со злочинной владой, которая плохо предупредила, не дала в пятницу выходной, не выстрелила по облакам из пушки, не слила бензин из баков наших автомобилей, чтобы мы, глупые, не смогли выехать навстречу буре… Мы гневно требуем отставки Попова, не понимая, что дело вовсе не в нём, а в нас, точнее, в нашей неугомонной противоречивости.
Её проявления можно встретить на каждом шагу. Иногда они до смешного абсурдны, но мы не замечаем этого, так как очень трудно заметить и понять свою суть. Поэтому с серьёзными лицами продолжаем бороться за чистоту украинского языка, при этом в девяноста процентах случаев пользуемся либо русским, либо суржиком. Поэтому, - цитирую социологов - «большинство украинцев на референдуме готовы поддержать как вступление в Евросоюз, так и интеграцию в Таможенный союз». Характеризуя данный опрос, Директор фонда Демократические инициативы Ирина Бекешкина назвала его полным расколом.
А что нам раскол?! Мы продолжаем бездумно углублять его, злобно ругая «бандеровцев» и «москалей», находясь по разные стороны опасной разделительной черты, и по-прежнему считаем антагонизм великим благом, не позволяющим нам закиснуть.
Однако мы или не знаем, или забываем о том, что цель противоречия – достижение гармонии; что конфликт призван ей служить; что, абсолютизируя его, мы поступаем противоестественно, а это неизбежно ведёт к разрушению и гибели…