…читаю законопроекты и удивляюсь – откуда же берётся такая «глубина мысли»? Совсем недавно комментировала одну из таких мыслей, ставшей полноценным законом. Так сказать, новинка для хозяйственной деятельности – Закон «Об основах государственного контроля (надзора) над хозяйственной деятельностью в Украине». Увлекает с первой же статьи….. Странно, но сам законодательный акт не даёт ответа на вопрос – о каком же таки виде контроля идёт речь. При этом чётко исключает валютный, таможенный, бюджетном, а также финансовый, налоговый, антимонопольный, и естественно, правоохранительный. Вспомнилась детская игра «угадай - что?».

Именно это «что» так угадать и не получилось. Остаётся ждать прецедентов использования государством этого закона на деле. Этому вопросу законодатель уделил как раз должное внимание, детально прописав принципы и основы нового вида государственного контроля, полномочия, порядок его совершения и иные «загальні засади». Обычно, и это не удивительно ни с точки зрения теории, ни с точки зрения обычной законотворческой практики, после таких общих положений должны идти либо конкретные, так сказать «материальные» нормы, либо бланкетные, чётко определяющие – «где, когда и о чём». Шедевр же о новом государственном контроле обрывается внезапно, оставляя массу вопросов.

Загадкой остаётся не только вид новой контролирующей деятельности, но и сам контролирующий орган. В законе не содержится ни чёткого определения контролирующей структуры, ни органа, в подведомстве которого она будет находиться. А стало быть, не известно не только «что» именно будет подлежать проверке, но и «кем» это «что-то» будет проверяться.

…задумалась – стоит ли «бояться» такого контроля? Дошла до статьи о полномочиях проверяющего органа и ответ пришёл сам собой. «Широта» таких полномочий позволяет контролирующему органу запросто в виде санкции, например, приостановить производство, реализацию продукции, предоставление услуг или проведение работ. Независимо от объема бизнеса такие меры пугают предпринимателей больше всего. Можно только представить убытки, к примеру, стекольного завода, производственная печь которого работает круглосуточно и остановке не подлежит. Готово ли государство возместить потери такому предприятию, вернуть недополученную выгоду в случае обжалования такой санкции и признания незаконным её наложение? А ведь оспорить будет не так уж и сложно. Уже сейчас подобную приостановку можно расценивать, как вмешательство государства в хозяйственную деятельность предприятий, что, как известно, является нарушением законодательства. Думаю, об этом ещё поговорят позже в суде…

Стоит обратить внимание также на явно завидное положение руководителя контролирующего органа. Все санкции и действия применяются только за подписью руководителя органа государственного контроля, что напрямую свидетельствует об отсутствии системы сдерживания и противовесов и предоставляет огромные полномочия такому руководителю. Никакие другие гос.служащие, имеющие какие – либо полномочия при проведении проверок, в законе почему то не упоминаются. Ещё бы, при таких то полномочиях руководителя !

…..Что-то не припомниться, чтобы этот закон обсуждался на стадии проекта, иначе «суд юридической общественности» он явно бы не прошёл.