Безусловно одно - этот закон является подачкой избирателям.  Пишу без ковычек. Никаких действенных механизмов по минимизации цен на лекарственные средства и контролю, закон №3426 решить не может. Не буду давать подробный правовой анализ, потому что это прекрасно сделал старший партнер Компании Алешко Дмитрий в интервью нескольким фармацевтическим изданиям. Скажу лишь то, что закон №3426 прямо противоречит двум решениям Конституционного суда Украины №2-рп/99 от 02.03.1999 г. и №2-рп/2000 от 10.02.2000 г. В своих решениях Конституционный суд достаточно четко указал на то, что в соответствии с п.3 ст. 116 Конституции Украины обеспечение проведения ценовой политики Кабинетом Министров Украины обозначает реализацию им основных начал установления цен и тарифов. Таким образом, принимая закон, направленный на непосредственное регулирование цен и тарифов в отдельной сфере, Верховная Рада Украины выходит за пределы полномочий, определенных статьями 85 и 92 Конституции Украины.

 

Большая вероятность, что Президентом будет наложено вето.

 

Приведет ли к минимизации цен вступление закона №3426 в силу?

Мой ответ нет.

Никто в убыток работать не будет.

 

Я разделил бы фармацевтический рынок на три составляющих, которые являются цепочкой движения лекарственных средств к пациенту.

 

1. Фармацевтические производители.

Большинство лекарственных средств, которые мы привыкли видеть на полках аптек, не производятся в Украине. Большинство лекарственных средств отечественного производства состоят из импортных активных веществ. Возникает вопрос, на который все знают ответ: Каким образом возможно искусственное сдерживание ценообразования в фармацевтической отрасли?

Наша Компания много лет является юридическим советником иностранных фармацевтических компаний. Мы знаем, какие внутренние политики применяют ведущие фармацевтические компании и эти политики, иногда, строже украинских антикоррупционных законов. Многим иностранным фармацевтическим компаниям проще временно уйти с рынка, чем подстраиваться под «требования» политиков и рисковать своим имиджем, который так важен на рынках Евросоюза.

 

2. Дистрибьюторы.

Компании, которые являются посредниками между фармацевтическими производителями и аптечными сетями.

Именно в этой цепи и содержатся главные проблемы с ценообразованием в фармацевтической отрасли. Удельный вес окончательной стоимости лекарственного средства формируется именно дистрибьюторами.

 

3. Аптечные сети.

 

Никаких установленных государством правил работы на фармацевтическом рынке не существует.

Вспомним сентябрь-октябрь 2008 г.. Постановления Кабинета Министров Украины №827, №837 от 10.09.2008, в соответствии с которыми были ликвидированы: Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения и Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Украины, соответственно.

Функции этих органов исполнительной власти были переданы вновь образованной Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств, как центральному органу исполнительной власти. В принципе, идея правильная, так как функции ликвидированных государственных органов были схожи.

Рынок отреагировал моментально.

Имели место факты прекращения деятельности аптечных учреждений в связи с переучетом, связанным с повышением цен и факты временного прекращения поставок лечебных средств со стороны дистрибьюторов.

Были повышены отпускные оптовые цены от 10 до 40 % ведущими дистрибьюторами на фармацевтическом рынке Украины.

Причиной повышения цен, по информации дистрибьюторов, был рост курса доллара.

Между тем, как отмечалось в прессе, повышение курса продажи доллара США на межбанковском валютном рынке  в период с 29.09.08. по 09.10.08 составило 12%. Реакцией на повышение цен дистрибьюторами, было повышение розничных цен аптечными учреждениями. Цены выросли  по сравнению с предыдущей ценой, в некоторых случаях, до 80-100%.

Реакция государства не заставила себя долго ждать. Вышло в свет Постановление Кабинета Министров Украины №955 от 17.10.2008 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».

После принятия данного постановления начались проверки дистрибьюторов и аптек государственной инспекцией по контролю за ценами Минэкономики, Антимонопольного комитета Украины, налоговиков, прокуратуры, и всех кто может что либо проверять. В принципе, в настоящий момент мы имеем последствия принятия, как вышеуказанных нормативных актов, так и действий участников фармрынка, усугубленных финансовым кризисом, выборами и уже в самом конце, вирусологической ситуацией в стране.

 

Наша Компания в 2003-2006 годах выступила юридическим советником в проектах TACIS «Первичная и вторичная охрана здоровья в Украине, Киеве и отдельных областях» (Европейский Союз - CII/EPOS Consulting, Германия, 2003-2004 гг.) и «поддержка развития системы медицинских стандартов в Украине» (Европейский Союз – Nicare, Ирландия, 2005-2006). Поэтому не хотелось бы писать общие фразы о путях реформирования медицинской и фармацевтической отрасли, потому что они будут похожи на лепет наших политиков. Вся проблематика ситуации такова, что реформирование здравоохранения возможно провести исключительно комплексно.

 

К сожалению, юристы, специализирующиеся на фармацевтическом праве, в настоящий момент не работают созидательно. Мы анализируем действия и документы клиентов с точки зрения избежания, последними, различного рода санкций со стороны государства. То есть действия клиента, в большинстве своем, направлены на оборону, а не на развитие. О каком развитии можно говорить, если неизвестны «правила игры».

 

 

И в заключении ссылочка: http://www.pravda.com.ua/ru/news/2009/11/13/101834.htm

когда эта наглость закончится?