ОПЗ и коронавирус. Как дать Одессе кислород
В качестве примера – производителем медицинского кислорода может быть даже Одесский припортовый завод, но это предприятие снова стало на простой.
Кислородный провал
Новая волна пандемии Covid-19 создала проблему для общества Украины, решить которую способно только государство – дать больницам кислород. Это только звучит просто, особая опасность от штамма «Дельта» – при лечении пациентам нужно в семь раз больше кислорода, чем при «предыдущих» штаммах коронавируса.
Еще весной этого года были известны все возможные аспекты штамма «Дельта», соответственно – власть всех уровней, центрального и местного, имела время на подготовку.
К сожалению, время было потеряно. И это – вина как центральной исполнительной власти, включая Кабмин под руководством Шмыгаля, так и власти на местах, не сумевшей вовремя задействовать доступные ресурсы. Как следствие, имеем в среднем от 500 до 700 смертей ежедневно, а общая цифра погибших от пандемии уже в октябре перевалила за 60 тысяч, что официально больше, чем количество погибших на войне.
Уже осенью 2021 года проблему с кислородом для коронавирусных больниц пришлось решать буквально с колес.
В конце октября этого года стало известно, что на профилактику внезапно закрылись два основных завода по производству кислорода. Часть потребностей «коронавирусных» больниц удалось перекрыть за счет того, что металлургические предприятия Украины смогли пройти сертификацию и получить право на производство кислорода медицинского качества. Но ситуацию удалось удержать только благодаря импорту кислорода из Польши: оказалось, что доставить этот жизненно важный груз логистически проще из соседнего государства, чем из восточных промышленных областей Украины.
Очевидно, что и сейчас проблема с поставками кислорода для «коронавирусных» больниц до сих пор не решена. В противном случае, не было бы необходимости, чтобы парламент во внеочередном порядке принимал законопроект о выделении дополнительных 800 миллионов гривен субвенции для развертывания новых кислородных станций, необходимых для борьбы с пандемией коронавируса. Здесь стоит сделать особое упор – этот закон не дает четких ограничений, как именно должны быть освоены эти 800 миллионов гривен субвенции на кислород, каждый распорядитель волен тратить деньги на кислород по своему усмотрению.
Также нужно сделать акцент на одной цифре. Эти 800 млн на кислород только 0,64% от расходов на «Большое строительство» дорог. Такие вот ценности у власти.
Одесса не видит государственных денег
Описанные выше проблемы проявляются не только на общегосударственном уровне, но и на местном тоже. В качестве примера можем взять ситуацию в Одессе, которая оказалась в печальном списке городов Украины, буквально страдающих от нехватки кислорода для лечения больных коронавирусом.
Глубину проблемы с кислородом в «Южной Пальмире» можно выразить следующими цифрами: город может дать всего 7 тонн кислорода в сутки для всех семи «опорных» больниц по коронавирусу. Хотя эти 7 тонн кислорода – суточная норма для работы только одной «опорной» больницы.
Сейчас власти города ищут «экстренные» варианты для решения проблемы, в частности – строительство в Одессе мини-завода для производства кислорода. В городской казне Одессы денег на такой проект пока нет, поэтому на совещании 8 ноября, как известно из публикаций СМИ, мэр города Геннадий Труханов просил частный бизнес помочь деньгами на такой проект.
Хотя в данной ситуации есть более реалистичный вариант – вложить ресурсы в восстановление нормальной работы Одесского припортового завода, еще в ноябре 2020 года получившего лицензию на производство медицинского кислорода. По открытым данным, мощности ОПЗ даже в формате побочного производства позволяют давать минимум 7 тонн медицинского кислорода в сутки.
Чтобы восстановить нормальную работу ОПЗ по производству кислорода можно привлечь ресурс из частного сектора. А можно и взять часть субвенции в 800 миллионов гривен на новые кислородные станции.
Важно, что мэр Одессы Труханов пытался совершить пиар на кислородной цистерне, которую он смог привезти. Хотя это откровенная демонстрация беспомощности главы города, которая лишь свидетельствует о неумении брать под контроль кризисную ситуацию. Пиар на цистернах уже тогда, когда люди умирают, не имеет никакого смысла. Мэр, или же сити-менеджер, должен предусматривать кризисы. Так же, как премьер и Минздрав.
Уроки вчерашнего дня
Описанные выше примеры решения проблемы с кислородом на общем уровне государства и местном уровне Одессы указывают на общую проблему — отсутствие экономической стратегии государства по борьбе с коронавирусом.
Это также свидетельствует о неумении планировать и предусматривать проблемы. Провал взаимодействия между местными и центральными властями уже очевиден. Это все является следствием присутствия некомпетентных дилетантов как в правительстве, так и в местных органах власти. Еще с осени 2020 года можно было просчитать новые волны пандемии и составить приблизительную метрику потенциальных групп риска. Доступны все реестры, мешала этому лишь неспособность строить процессы. Волна "Дельта" до нас дошла одними из последних в Европе. Пора закупить кислород и подготовиться. Но во власти сидят дилетанты, которые не способны планировать на неделю, не говоря уже о месяцах.
После первого шока весны 2020 года Кабмин и местные власти должны определить, какие ресурсы нужны, чтобы минимизировать последствия следующих волн Covid-19. Если бы такой аудит состоялся, мы бы сейчас не говорили о проблеме нехватки медицинского кислорода для больниц.
Отдельная проблема – получилось определенное «расслоение» власти в процессе борьбы с коронавирусом: Кабмин - «сам по себе», местная власть - «сама по себе». Хотя местная и центральная власти сейчас должны действовать как никогда сплоченно.
Существуют разные примеры, как на уровнях общин, а также отдельные власть имущие отдают деньги на кислород, а другие выбирают закатать их в асфальт ради баллов перед Минрегионом и Банковой по «Большому строительству»
В случае с Одессой Кабмин мог бы заблаговременно создать реестр промышленных предприятий, которые могут поставлять медицинский кислород, и включить в этот перечень ОПЗ. И соответственно – сделать все необходимое, чтобы Одесский припортовый завод давал стабильно кислород больницам города. И так можно было бы загрузить предприятие, где люди сидят без денег.
Сейчас ситуацию еще можно исправить: Кабмин и городские власти Одессы могут вступить во взаимодействие, чтобы найти деньги и «нарастить обороты» по производству медицинского кислорода на ОПЗ.
И так Одесса могла бы стать «флагманом» для Украины, дать «историю успеха», когда центральные и местные власти совместно решают неотложные проблемы, возникающие во время пандемии Covid-19. Но для этого нужно менять дилетантов на профессионалов.