"Динозавр" умер. Борьба за юго-восточное "наследство"
Единственно реальная ценность, которую потерял Янукович - это не Межигорье и прочие «батоны», а энергетика поддержки миллионов. Бесповоротно утрачены голоса жителей громадной территории от Енакиево до Бердянска, десятилетиями успешно конвертируемые в деньги и власть. Оказалось, что самый главный актив невозможно вывести в офшор или обналичить - только на предъявителя, только лично. Бегство «гаранта конституции» стало концом политического «Юрского периода». Динозавр «Партии регионов» рухнул, а ее электоральная плоть растаскивается обитателями отечественных джунглей. Борьба за «юго-восточное наследство» становится главным, после президентских выборов, событием политической жизни страны. Фактор неопределённости в виде ДНР и ЛНР при всей сложности весьма однозначен – остаться должен только один. Или государство в сжатые сроки, активными и быстрыми действиями вычищает сепаратистские метастазы, или Украина становится европейской резервацией. Поскольку есть надежда, что новоизбранный глава государства обладает необходимыми навыками кризис-менеджера, исходим из того, что ситуация в донецко-луганском регионе будет стабилизирована. В таком случае, внеочередные парламентские выборы станут вопросом ближайшего осеннего или весеннего будущего.
Вполне очевиден старт целой серии новых политических проектов, ориентированных в первую очередь на юго-восток. При этом вероятность появления в ближайшей перспективе мега-партии - равна нулю. Ничего подобного Партии регионов образца 2012 года в Украине не будет, что бы не говорили о потенциале полит силы новоизбранного президента. Учитывая сложность ситуации и невозможность проведения немедленных после президентских парламентских выборов, неизбежно проседание президентского рейтинга и потенциала поддержки, скажем, «Солидарности». При этом естественно желание минимизировать зависимость от политических союзников, к примеру, таких как «Удар», но время уменьшит аппетиты и увеличит цену договорённостей. В Верховную Раду вернулось время сложных конфигураций и многоходовых комбинаций. По большому счету, в Украину вернулась большая политика во всем ее блеске и нищете, а это признак выздоровления от авторитарного недуга.
Логично, что в новом парламенте появится минимум один новый политический субъект ресурсно набравший голоса за счет бывшего электората Партии регионов. Однако, видимая легкость и очевидность открывающихся возможностей весьма обманчива. Предательство Януковича, оккупация Крыма, российские танки на границах, чеченские боевики в городах - это удар под дых устоявшемуся за десятилетия мировоззрению. Идеологический монолит, густо скрепленный патернализмом и русофильством, треснул по всем направлениям без надежды на реставрацию. Еще никогда электорат юга и востока не был настолько дезорганизован и дезориентирован. Более того, ситуация осложняется углублением региональных особенностей. По сравнению с Днепропетровском Луганск - это просто другая планета, а Херсон вовсе не одно и то же, что Одесса. Фундаментальные сдвиги в общественном сознании украинцев обнулили старые и надёжные выборные «формулы успеха» - «за язык, Россию и покращення». Результат Михаила Добкина на президентских выборах - иллюстрация потери ПР своего традиционного избирателя, вошедшего в состоянии ступора и смятения.
Для партийных строителей, хаос в умах жителей юго-востока лишает их надежной точки опоры для «пропагандистского окучивания». Но, с другой стороны, дает превосходный материал для формирования новой системы координат и приоритетов. Нестабильное состояние - лучшее время для манипуляций и долгосрочных идеологических «закладок». В этом плане, универсальным ключом, отмыкающим охладевшие электоральные сердца, должно стать слово – «новое». Общественный запрос на тотальное обновление всего и вся колоссален. Психологический стресс, который переживает страна, требует компенсаций в виде изменений.
Восемь «президентских» процентов Ляшка - это более чем ясный сигнал готовности общества к радикальным преобразованиям, пусть заявленный в такой экзотической форме. Комедийность самого персонажа не должна заслонять серьезность уроков, которые можно вынести из его избирательной кампании. Главный из выводов, который необходимо сделать – время слов бесповоротно закончилось. Украинцы на десятилетия вперед наелись идеологиями и идеями, программами и лозунгами - отечественный ораторий можно смело закрывать. Тома идеологий, которые сейчас будут написаны под новые политические проекты местными, российскими и западными политтехнологами - пустая трата времени. Для того, чтобы быть успешным, политическим проектам нужно взять на вооружение простую формулу: «Дело, дело, дело и короткое слово, но в виде аннотации к делу». Чем, собственно, и покорил избирательные сердца Петр Порошенко. В Крым полететь – он, на Банковую под камни – снова он, восстановить брусчатку стадиона «Динамо» - понятно кто... А вместо этого мог нанять мировых экспертов, написать потрясающую, особенно в полиграфическом исполнении, программу, провести ее презентацию, обсуждение и прочее, прочее. Результат славословия и словоблудия – ноль на выходе. Украинские политики смогли совершить «чудо» - полностью обесценить значение слова, доверие к которому будет восстанавливаться долго и, наверное, уже не при нашей жизни.
И последнее замечание. По всей вероятности сейчас можно будет наблюдать за попытками создания партий командного типа. Причины данного решения разные: отсутствие ярких, не дискредитированных лидеров, внутрикомандная конкуренция, но результат, скорее всего, будет общим и негативным.
О высокой степени персонализации политических предпочтений украинского избирателя написано много, и вряд ли этот тренд будет переломлен в обозримом будущем. Ну не будет украинец, индивидуалист по натуре, голосовать за коллективное нечто - стоит вспомнить «Команду озимого поколения». Полномасштабные военные действия на востоке страны еще более укрепили украинцев во мнении о важности личностного фактора. И кто сможет сказать, что они не правы?